9.Общая характеристика моделей управления.
Одна из центральных задач управления развитием персонала, особенно его стратегической составляющей, — это оценка складывающейся жизненной стратегической ситуации, прогноз ее развития, влияния внешней и внутренней сред и т. д. Один из способов ее решения — построение модели развития окружающего мира и на этой основе — разработка модели управления развитием персонала.
Анализ социальных теорий развития [42] в работах [16; 32], позволяет выделить как наиболее актуальные для нас синергетическую и пассионарную модели.
Синергетическая (энтропийная, термодинамическая) модель. Фиксирует внимание субъекта на том, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей энтропии системы и окружающей среды. Равновесием ограничивается возрастание энтропии. Наступление равновесия означает и максимальную неупорядоченность системы (хаотичность). Все процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самопроизвольно изменять направление и возвращаться к исходному состоянию. Обратимые процессы протекают без изменения энтропии, необратимые характеризуются ее возрастанием [24; 27]. Из сказанного следует, что непосредственное приложение термодинамических законов к самоуправлению развитием человека (персонала) приводит к противоречию, ибо эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом термодинамики: вместо деградации системы и потери энергии повышается организация системы.
Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует открытости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э. Бауэра гласит, что живые системы никогда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии [28].
Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникающих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоретический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макросистемах (типа социум) [26; 27]. Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и временем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтропийные, антикризисные.
Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная
"накачка" потоком свободной энергии" [4]. Следовательно, роль "царицы мира" при таком подходе играет энергия, а не ее тень — энтропия. Заметную роль для понимания природы человека как разумной самодеятельной самости играет генетико-адаптационная модель развития, где исторический процесс предстает в единстве элементов социогенеза.
Таким образом, развитие персонала организации, социума — это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, попадают в тупики эволюции. Человек в отличие от них обладает развитой способностью к образованию условных и экстраполяционных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести). Важна и роль альтруистических эмоций.
Пассионарная модель развития. Разработана в научных трудах Л. Н. Гумилева [12; 13]. Автор исходит из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы отражается на поведении коллективов. Вариации этой энергии дают эффект "пассионарности" (лат. — "страсть").
Пассионарностъ — непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, цели, которую человек ставит выше других целей. Пассионарность сопрягается с любыми способностями — высокими, средними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает творчество и разрушение, благо и зло. Большинство пассионариев пребывает в составе "толпы". Как "необратимая сила" пассионарность находится в основе глобальных коллизий — миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческих умов и воли.
Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энергетическим полем (этническим полем по Л. Н. Гумилеву), создаваемым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту (этноэнергетическую) модель к проблемам развития человека, можно заключить, что индивид, этнос выступают в качестве системы колебаний определенного энергетического (этнического) поля. Разные "Я" отличаются частотой колебания поля, особым характером ритмов разных этнических групп. Чувство "своего" означает унисон ритмов, чувство "чужого" — несовпадение их. После пика пассионар-ности следует период диссипации. Они возникают в далеких от равновесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополнительности Н. Бора). В пределах системы есть выдающиеся и обычные. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней, как правило, выживают те, кто не принимал участия в историческом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Например, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый пассионарный толчок все начинает сначала.
Данная модель имеет ряд преимуществ. Л. Н. Гумилев делает вывод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменяются только лидеры социогенеза (антропосферы). "Угасший" этнос после выполнения своих авангардных функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход — что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций. Это и есть проявление высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина — образование "условных и экстраполяционных рефлексов" [12].
С позиций синергетики негэнтропийный максимум в творческой системе "Я" человека служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на него, превращаться в самоценность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ "Я" человека. Однако именно в этом случае конфликтность (проблем-ность) бытия служит лучшим средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Г. Гегель подчеркивал, что это путь через страдания, которые составляют привилегию великих натур [10]. Эффект энтропности (энтропийности) в жизни человека может быть объяснен с помощью феномена "отклоняющегося поведения". Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведение — необычному. Нестандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклонение от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что наиболее общим средством обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.
В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорганизация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация — возрастанию негэнтропии. Организация и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственно-временном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационно-генерирующие процессы — геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между порядком и беспорядком объективно и служит необходимым источником развития физических, биологических и социальных систем. Суммирование содержания всех моделей развития является движением к построению философской модели целостного личностного жизненного пространства, модели мира, наиболее объективно отражающей саморазвитие, самоуправление. Эта модель способствует решению проблемы прогноза жизненного пути человека, представляемого как непрерывная цепь аспектов самореализации [32]. Жизненный путь человека — это его движение в пространстве и времени, осуществляемое в процессе жизнедеятельности. Следовательно, чем реальнее модель мира, чем ближе она к жизни, тем более устойчиво самоуправление развитием человека.
Жизненный путь человека связан с осознанием цели и смысла жизни, с выявлением для себя своего предназначения [32]. При этом смысл жизненного пути, отмечал Л. Фейербах, состоит в самореализации [34], а неотъемлемым условием полноты самореализации личности является осмысленное его построение, осуществляемое, по мнению С. Л. Рубинштейна, с использованием рефлексии.
Философское осмысление жизни связано с появлением в сознании человека феномена рефлексии, созреванием мировоззренческих чувств, выступающих как внутренние условия, включенные в общий эффект, определенный закономерным соотношением внешних и внутренних условий [29]. Исследования, проведенные киевскими социологами, свидетельствуют, что потребность в определении смысла жизни — не какая-то "блажь" особых рефлектирующих субъектов, она входит в состав насущных потребностей личности [32]. Выше уже шла речь о системообразующих факторах, связанных с этой потребностью. В такой ситуации приходим к выводу, что в процессе движения по жизненному пути смысл жизни постоянно уточняется рефлексивным механизмом на основе информации трансформируемой модели мира.
Распространяя знания синергетики, пассионарности на жизнедеятельность и деятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелинейной, неравновесной системе в определенных условиях жизни образуются внутренние связи, начинают "работать" системообразующие факторы, организующие, мобилизующие его и позволяющие совершать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожидали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом появляются (могут проявиться) характеристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Видимо, проявление этих закономерностей в жизни, которых, естественно, не знал Ф. де Ларошфуко, но умел наблюдать явления и делать соответствующие выводы, дало ему возможность написать следующее [20]: "Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими воспользоваться". "О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется".
Проявление качественных характеристик, возможностей человека в разных условиях приводит Ларошфуко к выводу о необходимости своевременной и объективной оценки ситуации. "В значительных делах следует не столько стараться создать возможности, сколько воспользоваться той, которая представилась". "Нужно только уметь вести себя соответственно существующей ситуации". "Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее". Еще более определенно о возможностях человека говорил Ф. М. Достоевский: "Человек есть тайна: никогда не верь себе, что ты знаешь себя, если не хочешь свои возможности испытать прежде времени; верь, что неожиданность, требующая новых сил, откроет в тебе самом неожиданные возможности, достойные тебя, вообще человека" [9].
Человек жизненными обстоятельствами, кризисной ситуацией может быть "выведен" в состояние бифуркации, когда он вынужден принимать решения, переводящие его на совершенно новую траекторию в жизненном пространстве. Диссипативные процессы, дисси-патия — это не зло, не фактор, а важное свойство процессов самореализации, необходимое для выхода на аттрактор, для создания сложной диссипативной структуры в нелинейной открытой системе [31]. Синергетическое видение, стало быть, обусловливает необходимость изменения привычного взгляда, что флуктуации, случайности несущественны и не могут определить путь, эволюцию системы.
Следовательно, в открытых нелинейных средах, в которых человек строит свою жизнедеятельность, малое воздействие, флуктуация, случайность могут приводить к существенным результатам. Однако, чтобы случайность могла производить подобные действия с человеком, он должен оказаться в состоянии неустойчивости, в котором оказывается чувствительным к малым флуктуациям. Состояние неустойчивости может иметь и конструктивный момент. Неустойчивость приводит к коренным перестройкам внутренних и внешних связей системы (человека). В этом случае неустойчивость означает развитие. Человек при реализации своего самоуправления (менеджмента) должен учитывать, что лавинообразные процессы, приводящие подчас к катастрофическим последствиям в жизнедеятельности, возникают, когда он и окружающая его среда особым образом подготовлены. Среда должна находиться в возбуждении, критическом состоянии, тогда достаточно незначительного воздействия на управляющий параметр системы, чтобы вызвать катастрофические последствия.
Значение принципов самоорганизации сложных систем раскрывает для самоуправления развитием человека принципиально новые возможности, которые следует учитывать. В нелинейных средах существует поле путей развития, наличие которого позволяет говорить, что путь развития не предопределен, для каждого человека он не единственный. Следовательно, имеется возможность выбора. Л. А. Самарский пришел к выводу, что возможно несколько путей развития сложного объекта, будущее неоднозначно, определяется настоящим (начальными условиями), его нельзя предсказать на основании только предшествующего опыта. Оптимальный путь развития надо выбирать, вычислять, им нужно управлять [30]. При этом следует учитывать, что из множества путей можно определить (вычислить) наиболее оптимальный и желательный. Зная будущее состояние и устойчивые закономерные тенденции нации систем, человек может сократить время выхода, будущую форму организации. Так он может миновать многие постепенного жизненного.Следовательно, человек должен научиться определять этот путь, ибо он потенциально способен себя строить, структурировать, правильно инициировать желательные тенденции саморазвития. Делается это с учетом знания того, что в каждом нелинейном процессе есть "... определенная область параметров или стадий, где нелинейная система особенно чувствительна к воздействиям, согласованным с ее внутренними свойствами (резонансными воздействиями) ... Резонансное возбуждение представляет огромный интерес в синергетике. Понимание способов воздействия на сложные системы и последствий таких воздействий — конечная цель их исследований" [31].
Управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы (человеком) может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами этой системы, т.е. является резонансным. Резонансное воздействие означает, что важна не сила управляющего воздействия на систему, а его правильная пространственная организация. Таким образом, при слабом воздействии на систему в нужном месте и в нужное время, топологически согласованно с ее собственными структурами, она развертывается во всем богатстве своих форм и структур. Эта особенность восприятия у человека отмечается и при трансе. Реакция системы в определенных состояниях на слабые сигналы позволяет понять феномен человека, проявляющийся в появлении сверхвозможностей, в самоисцелениях при соответствующем психофизиологическом воздействии на организм (аутотренинг, йога, у-шу, тайцзы-цюань, карате, акупунктура и т. д.)
- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.