logo search
11 кл_обществоведение

Заключение

Третья часть курса «Обществоведение», изучение которой вы завершаете, охватила очень важные вопросы, раскрывающие современную жизнь белорусского государства и общества. Эти вопросы так или иначе затрагивают каждого из нас. От того, как они будут решаться, зависят и перспективы страны в целом, и возможности осуществления личных планов, условия, в которых вы будете учиться и работать.

Подытоживая изученное, давайте еще раз определим ключевые моменты, выделим то, что требует особого внимания. Вам предлагается провести дискуссию на тему: «Я и моя страна на пороге будущего».

Каждого человека заботит то, в каком направлении происходят изменения социальной действительности, имеют ли они преимущественно позитивный, созидательный характер или же, наоборот, несут с собой разрушение, утрату ценностей и ориентиров, деградацию гуманистических основ жизни и растущую угрозу самому нашему существованию.

А вы что думаете об этом? На что вы возлагаете особые надежды, вглядываясь в пока еще смутные очертания будущего? Связываете ли вы эти надежды с деятельностью нашего народа и государства, или же считаете, что рассчитывать нужно главным образом на помощь извне?

Современный мир охвачен процессами глобализации. В чем состоит сущность этих процессов? Каковы их позитивные и негативные стороны? Какими вам видятся перспективы нашей страны в глобализирующемся мире? Какой должна быть политика нашего государства в этих новых условиях?

За последние годы сформировалась белорусская модель социально-экономического развития. Каковы ее основные черты? Чем они обусловлены? Как они связаны с нашим предшествующим развитием, с менталитетом белорусского народа? А что было бы, если бы утвердилась совершенно иная модель? К каким социально-экономическим и политическим последствиям это могло бы привести? И далее: является ли наша модель общественного развития абсолютно уникальной, или же многие ее черты уже проверены историческим опытом других стран, народов? Если это так, приведите соответствующие примеры.

Жизнь каждого государства регулируется действующими в нем законами. Среди них особую роль играет основной закон – Конституция страны. Какие важнейшие принципы утверждает Конституция Республики Беларусь? Как характеризуется в ней белорусское государство? Какие важнейшие права, свободы и обязанности граждан закрепляет наша Конституция? Что означает в наши дни государственный суверенитет? Верховенство права?

Какие отрасли права вам известны? Какие стороны жизни людей, общественные отношения они регулируют? Как отражены в этих отраслях права проблемы молодежи? Какую роль, на ваш взгляд, играет правовая система Республики Беларусь в обеспечении устойчивого развития страны?

И, наконец, как соотносятся ваши личные задачи, возникающие на пороге самостоятельной, взрослой жизни, с задачами, решаемыми сегодня всей нашей страной, всем белорусским народом?

Наверно, ответы на эти и многие другие вопросы будут не вполне окончательными, исчерпывающими. Вы будете неоднократно возвращаться к ним, уточнять ваше миропонимание, вашу систему ценностей и жизненных ориентиров. Авторы учебника искренне желают вам успехов на вашем жизненном пути и надеются, что знания, полученные вами при изучении курса «Обществоведение», помогут вам решать возникающие задачи.