Документы и материалы к теме 4
1. Система международных отношений прошла сложную эволюцию.
Тридцатилетняя война, в которой участвовала значительная часть европейских государств, завершилась в 1648 г. Вестфальским миром. Он ознаменовал становление системы международных отношений, основанной на идее национального государства и принципе государственного суверенитета.
Вестфальскую систему международных отношений, созданную в XVII в., называют государственно-центристской. По Вестфальской модели мира, система международных отношений формируется через взаимодействие суверенных равноправных государств. В основе национального государства, обладающего суверенитетом, лежали следующие характеристики: территория, население, власть, признание другими государствами.
Система международных отношений, существовавшая между двумя мировыми войнами, называлась Версальско-Вашингтонской. После окончания первой мировой войны (1914–1918 гг.) трансформация системы международных отношений происходила благодаря Версальскому мирному договору (июнь 1919 г.), который зафиксировал новые территориальные границы Германии, и решениям Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. Составной частью Версальского мирного договора 1919 г. было создание Лиги наций. Одной из ключевых для Лиги наций была идея коллективной безопасности (предполагалось, что государства имеют законное право противостоять агрессору). Лига наций практически прекратила свое существование в 1939 г., с началом второй мировой войны (1939–1945 гг.).
После второй мировой войны была создана Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Международные отношения в этот период развивались сложно и напряженно. В целях поддержания международного мира и безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Послевоенная система международных отношений отличалась биполярностью – противостоянием двух ядерных супердержав – СССР и США. Эта система породила гонку вооружений, усиление международной напряженности. Противостояние двух блоков держав получило название «холодной войны». Оба противостоящих блока имели военные союзы: Организация Североатлантического договора (НАТО), созданная в 1949 г., и Организация стран Варшавского Договора (ОВД) – в 1955 г. Мир оказался поделенным на сферы влияния между блоками. Опаснейшим моментом в истории послевоенного периода был Карибский кризис 1962 г., когда всерьез стояла угроза нанесения ядерных ударов. В 1975 г. в Хельсинки был принят заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, ныне – ОБСЕ), положивший начало разрядке международной напряженности.
Значимым этапом в развитии системы международных отношений было крушение колониальной системы. В конце 1980 – начале 1990-х гг. произошел распад СССР и военно-стратегического блока ОВД, начались кардинальные изменения в странах Восточной Европы. Мир вступил в новую стадию развития, связанную с окончанием «холодной войны». Сегодня говорят о двух, по сути, противоположных системах международных отношений – многополярный, многополюсный мир либо система мирового господства США.
Вопросы и задания:
1) Охарактеризуйте основные этапы эволюции системы международных отношений.
2) Объясните, почему наша страна последовательно выступает за равноправные международные отношения в рамках многополярной модели международных отношений.
2. Деятельность Беларуси в ООН
Являясь одним из учредителей ООН, Беларусь с 1945 г. активно участвует в решении всего спектра мировых проблем. Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных международных форумов, проходящих под эгидой ООН.
Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие.
С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН (ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси и оказания консультационного содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для осуществления программы по защите материнства и детства.
Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на:
дальнейшее продвижение инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях Генеральной Ассамблеи ООН;
отстаивание отвечающих интересам Беларуси предложений касательно реформирования и укрепления системы ООН;
дальнейшее развитие вклада Беларуси в процессы ядерного и обычного разоружения, укрепления режимов нераспространения, создания новой архитектуры международной коллективной безопасности на субрегиональном, региональном и глобальном уровнях;
формирование условий для закрепления в юридически обязывающей форме существующего де-факто безъядерного статуса региона Центральной и Восточной Европы;
формирование открытой системы международной торговли, ядром которой призвана стать Всемирная торговая организация.
Конкретными результатами деятельности Беларуси в ООН являются:
всестороннее отражение интересов Беларуси как государства с переходной экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН;
привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению постчернобыльских проблем.
Вопросы и задания:
1) Назовите и охарактеризуйте основные направления участия Беларуси в деятельности ООН.
2) Как связаны, на ваш взгляд, деятельность ООН с протекающими в современном мире процессами глобализации? Подготовьте сообщение на эту тему.
3. Республика Беларусь осуществляет активное сотрудничество в сфере международной безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). При вступлении в ОБСЕ в 1992 г. Беларусь присоединилась к такому документу, как Хельсинкский заключительный акт 1975 г.
- Обществоведение Белорусское государство
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Конституция Республики Беларусь
- §1. Основной закон государства
- §2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- §3. Выборы и референдумы
- §4. Органы государственной власти Республики Беларусь
- §5. Конституционные права и обязанности граждан
- Практикум «… Гражданином быть обязан»
- Документы и материалы к теме 1
- 3. Прочитайте информацию о государственных символах Республики Беларусь. Ответьте на вопросы. Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Всеобщая декларация прав человека Преамбула
- Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»
- Тема 2. Основные отрасли права
- §6 Гражданское право
- §7. Основы трудового права
- §8. Основы семейного права
- § 9. Основы административного права
- §10. Уголовное право
- §11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
- Практикум «Молодежь и право»
- 1. Сравните мораль и право. Заполните таблицу. Сделайте выводы и приведите примеры
- 5. Нормы какого права нарушены в следующих ситуациях?
- Документы и материалы к теме 2
- Урок обобщения
- Тема 3. Политика белорусского государства
- §12. Социальный портрет Беларуси
- §13. Белорусская социально-экономическая модель
- §14. Инновационное развитие страны
- §15. Региональная и аграрная политика
- §16. Национальная и конфессиональная политика
- §17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
- § 18. Молодежная политика
- Практикум «Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси»
- Документы и материалы к теме 3
- Урок обобщения
- Тема 4. Беларусь в современном мире
- §19. Облик современного мира
- §20. Система международных отношений
- §21. Глобальные проблемы современности
- §22. Горизонты информационного общества
- §23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
- §24. Будущее человечества
- Практикум «Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке»
- 14. Из Ежегодного Послания Президента Беларуси а.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2008 год):
- Документы и материалы к теме 4
- Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.)
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные понятия
- Литература
- Иллюстративный материал