§20. Система международных отношений
Понятие и виды международных отношений. Начиная с глубокой древности и вплоть до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в жизни всех стран и народов. Сегодня они складываются в результате взаимодействия около двух сотен государств, находящихся на разных этапах экономического, социально-политического и культурного развития.
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей между государствами, организациями, народами и отдельными личностями. Международные отношения обусловлены интересами и целями их участников.
Неотъемлемой частью международных отношений является международное право как система договорных, юридически закрепленных норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международных отношений.
Виды международных отношений различаются по ряду оснований:
– по сферам общественной жизни выделяют политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические международные отношения;
– по участникам (межгосударственные отношения, межпартийные отношения, взаимные отношения международных организаций, транснациональных корпораций);
– в соответствии с классовыми критериями и типом общественно-экономической формации в марксистской литературе выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения;
– по расстановке сил можно говорить о различных состояниях международных отношений: многополюсный мир; двухполюсный (или биполярный) мир (с доминированием двух государств или двух систем государств); однополюсный мир;
– по степени напряженности международных отношений (мирное сосуществование, сотрудничество, неприсоединение, «холодная война», война, а также состояния стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта).
Основные международные организации. Международные организации создаются в экономической, политической, культурной, военной областях. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации. Первой международной организацией принято считать Всемирный почтовый союз, созданный в 1875 г.
Если в начале ХХ в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных международных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.
Ведущую роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). ООН является глобальной организацией, насчитывающей 192 государства-члена (по данным на 2009 г.). Официально ООН существует с 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН.
Целями ООН выступают: поддержание межгосударственного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем; согласование действий наций в достижении общих целей. ООН призвана обеспечить механизмы взаимодействия государств для поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
ООН руководствуется следующими принципами: суверенное равенство всех членов; разрешение споров мирными средствами; воздержание от угрозы силой или ее применения против любого государства. Государства-члены должны оказывать ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом. Устав не дает ООН права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию какого бы то ни было государства.
Структура ООН включает шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. В структуре ООН действует также 15 специализированных учреждений.
Среди межгосударственных объединений, в которые входит наша страна, значимая роль принадлежит СНГ и Союзу Республики Беларусь и Российской Федерации. 8 декабря 1991 г. руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 суверенных государств (Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия, а в 2009 г. эта страна вышла из состава СНГ. Место пребывания Исполнительного комитета СНГ – Минск, Межпарламентской ассамблеи СНГ – Санкт-Петербург.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. В рамках Союзного государства действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Телерадиовещательная организация Союзного государства.
Беларусь наряду с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном входит в состав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного 10 декабря 2000 года.
Большое значение в современном мире играют военно-политические союзы. В 1949 г. была создана НАТО – Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation). В настоящее время НАТО включает 28 государств (по данным на 2009 г.). Республика Беларусь взаимодействует с НАТО в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ).
Для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве в 2003 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) отражает оборонительную направленность военной политики государств-участников. Приоритет при урегулировании и предотвращении возможных конфликтов отводится политическим средствам. Государства-участники Договора не рассматривают ни одно из государств мира в качестве потенциального противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. ОДКБ противодействует терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.
Международное сотрудничество. Средства, используемые в международном сотрудничестве, делятся на политические, экономические, военные и пропагандистские. К политическим средствам относится дипломатия – официальная деятельность государств при помощи специальных институтов, мероприятий, методов, допустимых с позиций международного права. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Дипломатия бывает и народной. Народная дипломатия означает, что простые люди, а не дипломаты, помогают устанавливать дружественные связи между народами. К примеру, спорт – это важная форма народной дипломатии, утверждения авторитета страны. Гражданин той или иной страны, бывая за рубежом, своим поведением, общением, высказываниями создает определенные представления не только о себе, но и о своей стране.
Экономические средства подразумевают использование экономического потенциала стран для достижения политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства с ограниченными природными ресурсами могут играть существенную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях.
К военным средствам принято относить военную мощь государства. Военные средства могут использоваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, интервенции, блокады, ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.
К пропагандистским относят современные средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации и дипломатии в глазах мировой общественности формируется определенный образ (имидж) государства. Позитивный имидж государства – фактор консолидации общества, обеспечения поддержки народом внутренней и внешней политики. При формировании имиджа нашей страны подчеркиваются ее суверенитет, стабильность, динамическое развитие.
Республика Беларусь в системе современных международных отношений. Согласно статье 18 Конституции, Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. С момента обретения независимости Республика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами мира, заключила более 2 тыс. международных договоров, имеет 52 представительства в разных странах; в Минске расположено 34 посольства (по данным на 01.01.2009 г.).
В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам международной безопасности и разоружения. Наша страна является автором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия, а также соавтором ряда резолюций, посвященных насущным проблемам международной безопасности. Последовательно воплощая в жизнь идею добрососедства, Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, способствует борьбе с нелегальной миграцией, укреплению военно-политической и межнациональной стабильности.
Без Беларуси не могут быть решены острейшие для ЕС проблемы нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ. Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США. Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, отношения Беларуси с Китаем приобретают характер долгосрочных, основанных на стремлении к обеспечению взаимных интересов. Одним из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки; особое значение имеют дружественные отношения с Венесуэлой.
Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства. Базовым принципом, на котором строится внешняя политика любого государства, являются его национальные интересы, а они тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность предполагает контроль над внутренними и внешними условиями, необходимыми для обеспечения процветания и благосостояния государства.
Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственные органы, общественные организации и объединения, а также отдельные граждане. Личность, общество и государство являются одновременно и основными объектами национальной безопасности. Руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и другие органы.
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Обеспечение национальной безопасности включает: определение жизненно важных интересов; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.
Национально-государственные интересы Беларуси состоят в сохранении и укреплении суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности и безопасности, защите прав и свобод граждан, сохранении мира и стабильности в международных отношениях.
Наши национальные экономические интересы – это обеспечение экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие и экологическая безопасность.
Вопросы и задания:
Что такое международные отношения? Какие различают виды международных отношений?
Назовите международные организации, которые играют ведущую роль в мировом сообществе. Каковы основные цели и принципы деятельности ООН? Подготовьте сообщение о деятельности Республики Беларусь в рамках ООН.
В какие межгосударственные объединения входит Республика Беларусь? Какие национальные интересы белорусского государства реализуются при этом?
Охарактеризуйте основные средства международного сотрудничества. Приведите примеры их использования из курса истории.
Охарактеризуйте место Республики Беларусь в системе международных отношений. Какова роль нашей страны в обеспечении политической стабильности и безопасности в регионе?
Что такое национальная безопасность? Каковы основные национально-государственные и национальные экономические интересы Республики Беларусь?
Охарактеризуйте принципы и направления внешней политики Республики Беларусь. Объясните, чем они обусловлены? Конкретизируйте примерами положение о многовекторной внешней политике Республики Беларусь.
- Обществоведение Белорусское государство
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Конституция Республики Беларусь
- §1. Основной закон государства
- §2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- §3. Выборы и референдумы
- §4. Органы государственной власти Республики Беларусь
- §5. Конституционные права и обязанности граждан
- Практикум «… Гражданином быть обязан»
- Документы и материалы к теме 1
- 3. Прочитайте информацию о государственных символах Республики Беларусь. Ответьте на вопросы. Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Всеобщая декларация прав человека Преамбула
- Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»
- Тема 2. Основные отрасли права
- §6 Гражданское право
- §7. Основы трудового права
- §8. Основы семейного права
- § 9. Основы административного права
- §10. Уголовное право
- §11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
- Практикум «Молодежь и право»
- 1. Сравните мораль и право. Заполните таблицу. Сделайте выводы и приведите примеры
- 5. Нормы какого права нарушены в следующих ситуациях?
- Документы и материалы к теме 2
- Урок обобщения
- Тема 3. Политика белорусского государства
- §12. Социальный портрет Беларуси
- §13. Белорусская социально-экономическая модель
- §14. Инновационное развитие страны
- §15. Региональная и аграрная политика
- §16. Национальная и конфессиональная политика
- §17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
- § 18. Молодежная политика
- Практикум «Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси»
- Документы и материалы к теме 3
- Урок обобщения
- Тема 4. Беларусь в современном мире
- §19. Облик современного мира
- §20. Система международных отношений
- §21. Глобальные проблемы современности
- §22. Горизонты информационного общества
- §23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
- §24. Будущее человечества
- Практикум «Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке»
- 14. Из Ежегодного Послания Президента Беларуси а.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2008 год):
- Документы и материалы к теме 4
- Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.)
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные понятия
- Литература
- Иллюстративный материал