§15. Региональная и аграрная политика
Региональная политика белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Слово регион происходит от латинского regio – направление, граница. В качестве региона рассматривается определенная область или часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и других особенностей. Своеобразие регионов влияет на выделение административно-территориальных единиц страны.
В Республике Беларусь такими единицами являются область, район, город, район города, поселок городского типа. В них создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Территориальными единицами являются небольшие населенные пункты, где такие органы не создаются, а также территории, имеющие специальный режим использования – заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и др.
Территория Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. кв.км и разделена на шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская). В рамках областей выделяется 118 районов. Город Минск определен в качестве отдельной административно-территориальной единицы. Он имеет особый статус столицы Республики Беларусь и включает девять районов.
В республике насчитывается 207 городов, из них 24 города с численностью населения свыше 50 тыс. человек, 88 малых и средних городов, а также 94 поселка городского типа, более 1300 сельских советов. Каждый сельсовет объединяет по 16 и более деревень. Всего в Республике Беларусь более 23 700 сельских поселений.
Специфика регионального разделения Беларуси определяется тем, что на протяжении второй половины ХХ века Беларусь превратилась из преимущественно аграрной страны в промышленное государство. Все это время происходила довольно быстрая урбанизация, развивалась инфраструктура городов, увеличивался процент городского населения. Большая часть населения страны проживает в городах, в сельских пунктах живет около 30% населения.
Для Республики Беларусь важной проблемой является выравнивание различий между городскими и сельскими поселениями. Это различия в развитии экономики, социально-культурной инфраструктуры, т.е. условий труда и быта людей. Напомним, что инфраструктурой называют те отрасли экономики, которые обслуживают производство (производственно-экономическая инфраструктура), а также обеспечивают жизнедеятельность человека и общества (социально-культурная инфраструктура). В первом случае это транспортные и энергетические системы, складское хозяйство и т.д. Во втором – это система здравоохранения, образования, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.
В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь на территории страны выделяются 4 типа регионов или зон: урбанизированные, сельскохозяйственные, природные, особые. В зависимости от доминирующей функции каждая из административных единиц республики относится к одному из этих типов.
К урбанизированным относятся зоны влияния крупных городов. Эти зоны характеризуются высокой концентрацией городского населения, интенсивным сельскохозяйственным производством, высокой подвижностью населения, которая связана с трудовой деятельностью людей, их социальным обслуживанием и отдыхом. В Минском регионе и зонах влияния крупных городов сконцентрирован основной промышленно-производственный, социально-демографический и научно-технический потенциал. Развитая производственно-экономическая и социальная инфраструктура делает урбанизированные регионы более привлекательными для населения. Поэтому для них характерна относительно благоприятная демографическая ситуация.
В сельскохозяйственных регионах ведущей функцией является производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Население их продолжает сокращаться.
Есть в стране и регионы с высоким туристско-рекреационным потенциалом. На их территориях находятся природные заповедники и национальные парки. Эти регионы обладают уникальными возможностями для комплексной организации отдыха, туризма и санаторно-курортного лечения.
Особые районы – это районы радиоактивного загрязнения, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Они охватывают территории с плотностью радиоактивного загрязнения от 1 до 15 кю/кв.км.
Региональная политика государства – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению оптимального развития регионов. Обеспечивая возможности для развития регионов, государство тем самым создает условия для устойчивого развития страны в целом. Стратегическая цель состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития поселений и территорий, сохранения благоприятной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это развитие направлено на удовлетворение жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений людей. Цель региональной политики состоит также в том, чтобы свести к минимуму неравенство между регионами.
На основе анализа и оценки социально-экономической ситуации в регионах разрабатываются региональные экономические, социальные и экологические программы, а также программы развития свободных экономических зон и др.
Региональная промышленная политика направлена на совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проектов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом. Приоритетный характер имеет развитие отраслей и производств, работающих на местном сырье (Брестская, Гродненская и Минская области). Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий особо значимо в регионах, ориентированных преимущественно на привозное сырье (Витебская, Гомельская и Могилевская области).
Региональная аграрная политика нацелена на создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства, рациональную специализацию сельскохозяйственного производства с учетом экономических, почвенно-климатических и иных особенностей сельскохозяйственных зон, ускоренное развитие кормовой базы животноводства, повышение продуктивности мелиорированных земель, создание новой специализации сельскохозяйственного производства в загрязненных радионуклидами районах.
Основными задачами социальной политики в регионах являются улучшение демографической ситуации, создание условий и возможностей предоставления населению гарантированного объема социально значимых услуг в соответствии с утвержденными социальными стандартами, укрепление социальной инфраструктуры села и малых городов, расширение объемов обслуживания населения за счет частного предпринимательства, развитие агротуристских комплексов, сохранение и восстановление историко-культурного наследия регионов, а значит, и страны в целом.
Развитие малых и средних городов. Главными целями развития малых и средних городских поселений являются создание благоприятных условий для жизни населения, стабилизация социально-экономической ситуации, обеспечение устойчивого экономического роста. Планируется, по-возможности, сохранить существующие предприятия и создать благоприятные условия для размещения новых производств, ориентированных, прежде всего, на местные ресурсы, традиции местных жителей и потребности региона; стимулировать предпринимательскую деятельность граждан, возрождать традиционные ремесла и промыслы; широко привлекать инвестиции, в том числе иностранные.
Особое внимание уделяется поселениям, в которых уровень безработицы превышает средний по области, а также включенным в перечень населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения либо имеющим одну градообразующую организацию.
Стратегии устойчивого развития регионов получили название Местные повестки XXI. Цель Местных повесток – обосновать основные направления перехода областей к устойчивому развитию с учетом их эффективного участия в общем процессе развития республики. Первым Местную повестку принял г. Туров в 1999 году; несколько позже к этой работе подключились пос. Копаткевичи Петриковского р-на Гомельской обл., г. Дзержинск, г. Фаниполь, другие населенные пункты.
Государственная программа возрождения белорусской деревни. Основной проблемой сельской местности являются значительные различия в социальных условиях жизни города и деревни. В сельской местности нередко хуже, чем в городе, жилищные условия; менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно молодежи. В связи с этим неблагоприятной является демографическая ситуация.
25 марта 2005 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Цель Программы – улучшение условий жизни сельского населения и дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства. На её реализацию из бюджета республики было выделено около 70 трлн. рублей.
Программа определила, что возрождение и развитие села должно происходить на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них при рациональном использовании государственных и иных инвестиций.
В соответствии с Программой сегодня создаются предпосылки для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда. Одной из самых значительных мер в этом направлении является строительство качественно новых типов сельских поселков агрогородков. Агрогородок благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения выполнения всех социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. В течение 2005 – 2010 годов запланировано создать около 1500 агрогородков.
В сельской местности развивается жилищное строительство и коммунальное благоустройство с целью приблизить жилье по комфортности к городскому. Планируется также осуществить газификацию всех жилых домов, обеспечить все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью. Намечено значительно улучшить условия для культурного досуга, развития традиционной культуры регионов, для занятий физической культурой и спортом.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте региональное деление Республики Беларусь. Чем оно обусловлено? По каким признакам выделяются регионы страны?
Охарактеризуйте особенности того региона, в котором вы живете.
Назовите основные задачи региональной политики белорусского государства.
Используя материалы местной периодической печати, охарактеризуйте основные направления промышленного, аграрного, социального развития вашего региона.
Назовите основные направления развития малых и средних городов, возрождения белорусской деревни. Каковы, на ваш взгляд, наиболее эффективные пути сохранения и развития малых и средних городов, возрождения села? Свое мнение обоснуйте.
Подготовьте сообщение о реализации Государственной программы возрождения и развития села в вашем регионе.
- Обществоведение Белорусское государство
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Конституция Республики Беларусь
- §1. Основной закон государства
- §2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- §3. Выборы и референдумы
- §4. Органы государственной власти Республики Беларусь
- §5. Конституционные права и обязанности граждан
- Практикум «… Гражданином быть обязан»
- Документы и материалы к теме 1
- 3. Прочитайте информацию о государственных символах Республики Беларусь. Ответьте на вопросы. Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Всеобщая декларация прав человека Преамбула
- Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»
- Тема 2. Основные отрасли права
- §6 Гражданское право
- §7. Основы трудового права
- §8. Основы семейного права
- § 9. Основы административного права
- §10. Уголовное право
- §11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
- Практикум «Молодежь и право»
- 1. Сравните мораль и право. Заполните таблицу. Сделайте выводы и приведите примеры
- 5. Нормы какого права нарушены в следующих ситуациях?
- Документы и материалы к теме 2
- Урок обобщения
- Тема 3. Политика белорусского государства
- §12. Социальный портрет Беларуси
- §13. Белорусская социально-экономическая модель
- §14. Инновационное развитие страны
- §15. Региональная и аграрная политика
- §16. Национальная и конфессиональная политика
- §17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
- § 18. Молодежная политика
- Практикум «Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси»
- Документы и материалы к теме 3
- Урок обобщения
- Тема 4. Беларусь в современном мире
- §19. Облик современного мира
- §20. Система международных отношений
- §21. Глобальные проблемы современности
- §22. Горизонты информационного общества
- §23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
- §24. Будущее человечества
- Практикум «Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке»
- 14. Из Ежегодного Послания Президента Беларуси а.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2008 год):
- Документы и материалы к теме 4
- Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.)
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные понятия
- Литература
- Иллюстративный материал