Практикум «… Гражданином быть обязан»
1. Самая большая по объему конституция – Конституция Индии (1949 г.). В ней 395 статей, 12 крупных приложений и около 80 поправок. В нее же внесено самое большое количество изменений – к настоящему времени около 500. Самая краткая конституция – Конституция США (1787 г.); она состоит из 7 статей. В Великобритании конституцию заменяет свод законов, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства.
Вопрос: Чем, на ваш взгляд, обусловлены эти различия?
2. Многие великие мыслители и политики высказывали свое мнение о демократии. Например, Аристотель, выдающийся философ и ученый Древней Греции (384 г.до н.э. – 322 г. до н.э.), определял демократию как правление неимущего большинства ради собственного блага. Согласно английской пословице, демократия — это, прежде всего, процедура. Карл Поппер, английский философ и социолог (1902-1994 гг.), утверждал: «Демократические институты не могут улучшаться сами – их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов – это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами».
Вопросы и задания:
1) Прокомментируйте эти высказывания. Все ли в них бесспорно?
2) Согласны ли вы с тем, что важнейшим условием демократии является высокий уровень политической культуры граждан? Свое мнение аргументируйте.
3. В демократическом смысле «народ» – это общность людей, являющихся гражданами государства и проявляющих гражданскую активность. В научной литературе высказывается порой точка зрения, что принцип непосредственного осуществления власти народом – юридическая фикция, реально же государственную власть осуществляет определенная политическая элита, периодически сменяемая другой.
Вопрос: Согласны ли вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свое мнение.
4. Какая тема, на ваш взгляд, была бы наиболее актуальной для проведения парламентских слушаний в Республике Беларусь? Если бы вам довелось в них участвовать, какие основные тезисы вы бы выдвинули?
5. Представьте себе такую ситуацию. В день выборов гражданин пришел голосовать на свой избирательный участок, по месту проживания. В списке избирателей отсутствует его фамилия.
Вопросы и задания:
1) Какие конституционные права нарушены в этом случае?
2) Каковы должны быть действия гражданина?
6. Согласно конституционно-правовому учению о свободе все люди свободны от рождения, никто не вправе ограничивать свободу. Однако существует конституционно-правовой, философский, гуманистический принцип пределов «абсолютной» свободы: свобода одного человека ограничена свободой всех.
Вопрос: Как вы понимаете этот принцип?
7. Проблема равенства людей возникла еще в глубокой древности. Философы по-разному толкуют эту проблему и пути ее решения. Нередко считают, что равенство людей состоит в равенстве их прав. Так, древнеримский философ Сенека (I в. до н.э.) говорил: «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».
Вопросы:
1) Как вы понимаете данное высказывание?
2) Как принцип равенства закреплен в Конституции Республики Беларусь?
8. В статье 26 Конституции Республики Беларусь сформулирован принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».
Вопрос: Как вы думаете, каким целям служит данная норма?
9. Документом, удостоверяющим личность человека, является его паспорт. Вместо паспорта допустимо в определенных обстоятельствах предъявлять другие документы, удостоверяющие личность: пенсионное удостоверение (при наличии в нем фотографии), студенческий билет, удостоверение сотрудника государственного органа, военный билет (для военнослужащих срочной службы), справки органов внутренних дел (для граждан, утративших паспорт либо сдавших его на обмен).
Во всех указанных документах не указывается национальность человека. Статья 50 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Вопросы:
1) Чем, на ваш взгляд, обусловлено появление такой нормы?
2) Какой принцип защиты прав человека она отражает?
10. Статья 46 Конституции устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Данному праву соответствует обязанность, установленная статьей 55 Конституции: «Охрана природной среды – долг каждого».
Вопрос: Как вы думаете, что может сделать для реализации комплекса этих прав и обязанностей каждый из нас?
11. У граждан Республики Беларусь есть конституционное право на социальное обеспечение в старости. Согласно статье 47 Конституции гражданам гарантируется также право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Вопрос: Чем обусловлено выделение этих категорий лиц, подлежащих защите со стороны государства? Свой ответ аргументируйте.
12. В ряде зарубежных стран – В Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, многих государствах Латинской Америки – выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции – лишение свободы.
Вопрос: Чем, по вашему мнению, это обусловлено?
13. Статья 40 Конституции Республики Беларусь устанавливает право граждан направлять обращения в государственные органы и обязанность государственных органов рассмотреть обращения по существу. Закон «Об обращениях граждан» установил, что письменное обращение должно содержать: 1) наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение; 2) фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); 3) изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы); 4) личную подпись гражданина. Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах. Анонимные обращения не рассматриваются.
Вопросы и задания:
1) Прокомментируйте эти условия реализации конституционного права гражданина на обращение.
Чем, на ваш взгляд, вызваны данные требования?
- Обществоведение Белорусское государство
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Конституция Республики Беларусь
- §1. Основной закон государства
- §2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- §3. Выборы и референдумы
- §4. Органы государственной власти Республики Беларусь
- §5. Конституционные права и обязанности граждан
- Практикум «… Гражданином быть обязан»
- Документы и материалы к теме 1
- 3. Прочитайте информацию о государственных символах Республики Беларусь. Ответьте на вопросы. Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Всеобщая декларация прав человека Преамбула
- Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»
- Тема 2. Основные отрасли права
- §6 Гражданское право
- §7. Основы трудового права
- §8. Основы семейного права
- § 9. Основы административного права
- §10. Уголовное право
- §11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
- Практикум «Молодежь и право»
- 1. Сравните мораль и право. Заполните таблицу. Сделайте выводы и приведите примеры
- 5. Нормы какого права нарушены в следующих ситуациях?
- Документы и материалы к теме 2
- Урок обобщения
- Тема 3. Политика белорусского государства
- §12. Социальный портрет Беларуси
- §13. Белорусская социально-экономическая модель
- §14. Инновационное развитие страны
- §15. Региональная и аграрная политика
- §16. Национальная и конфессиональная политика
- §17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
- § 18. Молодежная политика
- Практикум «Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси»
- Документы и материалы к теме 3
- Урок обобщения
- Тема 4. Беларусь в современном мире
- §19. Облик современного мира
- §20. Система международных отношений
- §21. Глобальные проблемы современности
- §22. Горизонты информационного общества
- §23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
- §24. Будущее человечества
- Практикум «Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке»
- 14. Из Ежегодного Послания Президента Беларуси а.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2008 год):
- Документы и материалы к теме 4
- Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.)
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные понятия
- Литература
- Иллюстративный материал