logo search
ИГПЗС2

Абсолютная монархия во Франции XVI-XVIII вв.

Становление абсолютизма в 16 в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли. Усиление королевской власти. Верховная политическая власть всецело переходит к королю. Для этого было необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Реформы: • расширение компетенции назначенных из чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, руководство местной полицией; • отменил дуэли; • объединил территорию Фр.; • урезал права парламента; • реорганизация армии; • развит промышленности и торговли.

Неизбежным резуль­татом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В пере­ходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилени­ем самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии. В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиоз­ными войнами. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управле­ния. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу само­развития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбеж­ностью проявляются и приобретают первенствующее значение ре­акционные и авторитарные черты, в том числе открытое прене­брежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Историческая обреченность абсолютизма стала особенно оче­видной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпре­провождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Возникновение Генеральных штатов по­ложило начало изменению формы государства во Франции — пре­вращению его в сословно-представительную монархию. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.). Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические при­чины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические труд­ности, спор короля с римским папой. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установ­лена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоя­тельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением ко­роля. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя фор­мально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев проти­востояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуж­дало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Неко­торое время для рассмотрения проектов важных реформ и реше­ния финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.