logo search
Гражданское право том 1

§ 10. Реорганизация и ликвидация юридического лица

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них в порядке генерального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В случае разделения юридического лица его права и обязанности в порядке сингулярного правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке сингулярного правопреемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица оно приобретает новую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (ст.54 ГК).

Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако в случаях и в порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. В частности, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в редакции Закона от 10 января 2000 г.320 антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску последнего назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Он выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации возникающих юридических лиц (ч.2 п.2 ст.53 ГК).

При реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения или реорганизации передаточный акт. В этих документах определяются права и обязанности вновь образованных юридических лиц. Названные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст.55 ГК).

Реорганизация юридического лица может повлечь ухудшение положения его кредиторов, поэтому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Каждый кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если же разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст.56 ГК).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.53 ГК).

В государственной регистрации реорганизованного юридического лица может быть отказано в случае непредставления вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ч.2 п.2 ст.55 ГК).

2. В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 п.2 ст.57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица. К ним относятся:

истечение срока, на который создано юридическое лицо;

достижение цели, ради которой оно создано;

признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Учредители (участники) коммерческой организации либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, по указанным основаниям обязаны обеспечить ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом (п. 41.1. Положения от 16 марта 1999 г.).

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Некоторые из оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены в подпункте 2 п.2 ст.57 ГК:

непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подпунктом 1 п.2 ст.57 Гражданского кодекса в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства;

в иных случаях, предусмотренных законодательством (подпункт 2 п.2 ст.57 ГК), в частности при экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст.61 ГК);

в судебном порядке может быть ликвидировано общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, если число его участников превысило предел, установленный законодательством об обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью, а оно в течение года не уменьшило это число до установленного законодательством предела (п.1 ст.87 ГК).

По решению хозяйственного суда321 коммерческая организация может быть ликвидирована в случаях:

непринятия решения о ликвидации в соответствии с подпунктом 41.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации;

сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

установление фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми (п.41.2 Положения от 16 марта 1999 г.).

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в ст.57 оснований, по основаниям, предусмотренным в ст.80, п.1 ст.85, п. 3 ст.89, п.3 ст.94, п.6 ст.115 и п.2 ст.119 ГК.

Подпункт 3 п.2 ст.57 ГК предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию юридического лица по решению иных органов. Такими органами являются регистрирующие органы. Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случаях:

нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;

систематического грубого нарушения законодательства о труде.

препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта (п. 41 Положения от 16 марта 1999 г.).

Требование о ликвидации юридического лица предъявляется государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).

Государственными органами, имеющими право в пределах своей компетенции предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, являются органы:

Комитета государственного контроля,

прокуратуры,

внутренних дел,

Комитета государственной безопасности,

Министерства по налогам и сборам,

Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты;

иные уполномоченные органы (п. 41.3 Положения от 16 марта 1999 г.).

Порядок ликвидации юридического лица определен ст.59–60 ГК. Поскольку ликвидация существенно затрагивает интересы кредиторов ликвидируемого лица, она осуществляется на основе широкой гласности. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК). Так как в соответствии с п.4 ст.47 ГК любое физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, которая содержится в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Запись в этом регистре о ликвидации юридического лица и индивидуальных предпринимателей имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (ст.58 ГК).

Процесс ликвидации юридического лица урегулирован ст. 59 ГК и п.59 Положения от 16 марта 1999 г. Он состоит из следующих стадий:

1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия в газете «Республика» публикует данные о регистрации юридических лиц, сообщает о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия и сама принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Это важно, так как требования, заявленные кредиторами своевременно, удовлетворяются преимущественно перед требованиями, заявленными кредиторами хотя и в период работы ликвидационной комиссии, но после истечения указанного срока. Промежуточный ликвидационный баланс направляется учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, на утверждение. Утвержденный ликвидационный баланс является основанием для выплаты денежных средств кредиторам по требованиям, признанным ликвидационной комиссией.

3. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица. Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3 ст.59 ГК).

4. Выплата денежных сумм кредиторам. Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК и п. 60 Положения от 16 марта 1999 г. Предусмотрено пять очередей удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую – по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью – по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую – по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в пятую – всех других кредиторов в соответствии с законодательством.

Следует заметить, что очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации банков и иных кредитно-финансовых организаций определяется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о банках.

Выплата денежных средств кредиторам первых четырех очередей начинает производиться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди – по истечении месяца с этого же дня (п.4 ст.59 ГК).

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица может сложиться ситуация, при которой будут удовлетворены требования только первой или некоторых последующих очередей, например первой и второй очередей, а требования остальных (третьей, четвертой, пятой) не будут удовлетворены.

Между требованиями кредиторов одной очереди при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица имущество распределяется пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законодательством.

Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица, по решению регистрирующего органа производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств – возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве регистрационного сбора за государственную регистрацию, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (п.62 Положения от 16 марта 1999 г.).

5.  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК). Пункт 61 Положения от 16 марта 1999 г. предусматривает, что после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его.

В случае недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п.6 ст.59 ГК).

При недостатке имущества некоторых юридических лиц кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). Речь идет о ликвидируемых полных и коммандитных товариществах (п.1 ст.66 и п.2 ст.81 ГК), обществах с дополнительной ответственностью (п.1 ст.94 ГК), производственных кооперативах (п.1 ст.107 ГК), потребительских кооперативах (п.4 ст.116 ГК), ассоциациях и союзах коммерческих организаций (п.4 ст.121 ГК).

В случаях, когда при принятии решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация юридического лица должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).

Имущество ликвидированного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК). Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее собственнику (учредителям, участникам) (ч.2 ст.61 Положения от 16 марта 1999 г.).

При отказе ликвидационной комиссии удовлетворить конкретные требования кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, кроме случая признания его банкротом. Погашенными считаются также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (ст.60 ГК).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо  прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Законодательство не исключает обращения взыскания на имущество, принадлежавшее юридическому лицу, после его ликвидации. Если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом применяются правила, установленные ст.284 ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения недобросовестного владельца (ст.62 ГК). Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке (п.72 Положения от 16 марта 1999 г.).

Особенности ликвидации банков установлены ст. 103 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Реорганизация и ликвидация небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13 Банковского кодекса.