logo
Гражданское право том 1

§6. Разгосударствление и приватизация государственной собственности

6.1 Понятие, значение и правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности

Одним из важнейших направлений формирования рыночных отношений в Республике Беларусь является реформирование отношений собственности в направлении изменения порядка управления государственным имуществом и перераспределения данного имущества из собственности государственной в частную посредством процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству

Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренном специальным законодательством. Это законы от 19 января 1993 г. “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”745, от 6 июля 1993 г. “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”746, от 16 апреля 1992 г. “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь”747; Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”748; указы Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. № 101 “О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества”749, от 3 ноября 2005 г. № 520 “О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”750 и другие нормативные правовые акты.

Предусмотренные ГК общие положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации и не предусмотрено иное (ст. 218 ГК).

6.2 Основные принципы, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации

1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности осуществляются с соблюдением принципов:

сочетания возмездного и безвозмездного способов приватизации;

признания права каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

дифференциации методов, форм и процедур приватизации;

разграничения компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

предоставления определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

контроля за осуществлением приватизации со стороны государства;

обеспечения широкой гласности процесса приватизации;

постепенности и поэтапности;

законности (ст. 6 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”).

2. Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность у государства его имущество) согласно Закону “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” могут быть:

граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.

3. Объектами приватизации являются: государственное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2006 г. № 1456751 в целях реализации Закона “Об объектах, находящихся только в собственности государства” утвержден перечень государственных предприятий, организаций и учреждений, находящихся в республиканской собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации.

6.3 Способы и порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности

1. Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства  создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике. Государство на период безвозмездной приватизации определило долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам Республики Беларусь. Величина доли данного имущества в соответствии со ст. 11 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” определяется Президентом Республики Беларусь.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется жилищной квотой на основании Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” и квотой на имущество государственных предприятий на основании Закона “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”.

Именной приватизационный чек Республики Беларусь является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь, выпущенной на срок, установленный Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 29 августа 2005 г. № 950752 срок обращения именных приватизационных чеков “Имущество” установлен по 30 июня 2007 г.

Приватизационные чеки используются владельцами в соответствии с их назначением, установленным Законом “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”, в качестве средства оплаты или приобретения в собственность объектов, подлежащих приватизации, или доли в имуществе этих объектов. Граждане Республики Беларусь могут использовать чеки при приобретении приватизируемых государственных объектов (акций, долей, паев в имуществе таких объектов); обменивать чеки на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам; совершать с ними иные действия, предусмотренные статьей 11 Закона “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”.

Согласно статье 16 Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” жилищная квота (именные приватизационные чеки “Жилье”) используется для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При невозможности указанного использования жилищная квота используется для: уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство; финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Жилищные квоты (именные приватизационные чеки “Жилье”) не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 6 “Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков “Жилье”753 установил, что именные приватизационные чеки “Жилье” до 1 января 2007 г. подлежали перерегистрации в открытом акционерном обществе “Сберегательный банк “Беларусбанк”. После 1 января 2006 г. находятся в обращении и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные чеки “Жилье”.

Перерегистрированные в установленном порядке чеки “Жилье” подлежат индексации в случаях использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Граждане имеют право на индексацию чеков “Жилье”, начисленных им в установленном порядке, полученных в результате дарения от указанных выше лиц (чеков, начисленных дарителю в установленном порядке), полученных по наследству либо по решению суда, для погашения стоимости строительства, реконструкции или приобретения только одного жилого помещения.

2. Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия. Преобразование названных предприятий в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений их трудовых коллективов, при их отсутствии инициатором разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности,  соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов решения принимаются:

Президентом Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек);

Советом Министров Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек);

Государственным комитетом по имуществу (по предприятиям с численностью работающих до 2 тысяч человек).

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.

Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Государственный комитет по имуществу или его территориальные органы, а объектов, находящихся в коммунальной собственности,  местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Кроме указанных выше органов, учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ.

Согласно Положению о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970754, проведение работ по созданию открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляют: комиссия по преобразованию предприятия, отраслевая комиссия и комиссия по приватизации, создаваемая органом приватизации. Открытое акционерное общество является правопреемником государственного предприятия.

3. Приватизация объектов государственной собственности может осуществляться путем:

продажи объектов государственной собственности на аукционе (с условиями или без условий) или по конкурсу;

продажи акций, принадлежащих государству;

выкупа арендным предприятием имущества государственного предприятия, сданного в аренду (в связи с отсутствием такой организационно-правовой формы юридического лица в ГК продление (возобновление) договоров аренды, сроки действия которых истекали, производилось в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. По истечении сроков действия договоров аренды имущества государственных предприятий, сданных в аренду, арендные предприятия преобразовывались в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации в открытые акционерные общества, или осуществляли выкуп арендованного имущества, или в установленном порядке возвращали это имущество арендодателю).

Конкретный способ приватизации в отношении республиканской и коммунальной собственности определялся соответственно республиканским органом по управлению государственным имуществом и приватизации, его территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами.

4. Продажа объектов государственной собственности на конкурсах и аукционах производится только за денежные средства. Порядок проведения аукционов и конкурсов, условия участия в них, порядок определения победителей аукционов и конкурсов, а также права и обязанности участников аукционов и конкурсов, оформление прав собственности на объект и расчетов с участниками аукционов и конкурсов регулируются соответствующими положениями, которые утверждает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.

Положение о проведении аукционов по продаже объектов республиканской собственности и права на заключение договора аренды нежилого помещения и Положение о проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности утверждены постановлением Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 19755.

Положение о проведении аукционов по продаже объектов республиканской собственности и права на заключение договора аренды нежилого помещения (п. 3) различает продажу объекта республиканской собственности на аукционе в процессе приватизации (его приобретение субъектом приватизации в соответствии со статьей 4 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации), и продажу на аукционе неиспользуемого, неэффективно используемого имущества, объекта незавершенного строительства, а также иного имущества, принадлежащего государственным юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При продаже объекта приватизации республиканской собственности на аукционе с условиями к покупателю могут предъявляться следующие требования: о сохранении назначения или профиля объекта на определенный срок; о сохранении или создании новых рабочих мест; о выполнении инвестиционных программ; о сохранении исторического характера объекта, являющегося историко-культурной ценностью.

Предъявление иных условий при продаже объекта приватизации не допускается.

Начальную цену продажи объекта приватизации на аукционе, условия аукциона (в случае проведения аукциона с условиями) устанавливает орган приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Начальная цена продажи объекта, как правило, не должна превышать оценочную стоимость объекта более чем на пять процентов. В порядке, установленном законодательством, стоимость объекта приватизации, не проданного на аукционе, может быть уменьшена на 20% после первого нерезультативного аукциона и до 50% – после второго для выставления на последующие торги.

Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 217 “Об утверждении порядка понижения стоимости объектов приватизации республиканской собственности”756 Государственному комитету по имуществу предоставлено право понижать стоимость объектов приватизации, не проданных на аукционе, конкурсе, на 20% после первого нерезультативного аукциона, конкурса и до 50% – после второго.

Согласно Положению о проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности продажей объекта республиканской собственности по конкурсу в процессе приватизации является его приобретение субъектом приватизации в соответствии со статьей 4 Закона от 19 января 1993 г. “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” в собственность на торгах, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации.

Продажа объектов республиканской собственности в процессе приватизации может осуществляться как на открытых, так и на закрытых конкурса. В открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Решение о проведении закрытого конкурса, его условиях и определяющем условии принимается Правительством Республики Беларусь или по его поручению Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Условия конкурса могут предусматривать следующие требования: о размерах, сроках осуществления и порядке привлечения инвестиций; о представлении предложений по эффективности использования объекта; о сохранении или создании новых рабочих мест в течение определенного периода времени; о сохранении обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранении профиля предприятия на определенный срок; о проведении мероприятий по защите окружающей среды; о финансировании и порядке использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия, в течение определенного срока и другие (п. 22).

Победителем конкурса признается участник, предложение которого по заключению комиссии по проведению конкурсов по продаже объектов республиканской собственности наилучшим образом соответствует установленному определяющему (приоритетному) условию конкурса. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену (п. 4).

При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.

5. Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется республиканским органом по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом Советами депутатов:

членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам – в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20% ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую сто базовых величин на дату государственной регистрации акций на одного покупателя;

юридическим и физическим лицам, которые представили инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, – на конкурсах и аукционах;

иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

в период безвозмездной приватизации до 50% принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и арендных предприятий, обмениваются в установленном порядке на именные приватизационные чеки “Имущество”:

членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;

гражданам Республики Беларусь – через структурные подразделения открытого акционерного общества “Сберегательный банк “Беларусбанк” в установленном порядке;

субъектам приватизации – на специализированных чековых аукционах.

Доли в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе преобразования арендных и коллективных (народных) предприятий, и доли в имуществе указанных предприятий, принадлежащие гражданам Республики Беларусь, акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки “Имущество”, а также полученные взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании в акционерные общества, не могут быть отчуждены, за исключением:

Отчуждения акций эмитентов, перечень которых ежегодно утверждается Правительством Республики Беларусь по согласованию с президентом Республики Беларусь;

дарения таких долей (акций) близким родственникам (родителям, детям, супругу (е), родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супруга (и);

перехода права собственности на эти доли (акции) в связи со смертью участника соответствующего юридического лица. При этом доли (акции) подлежат переоформлению на наследников, унаследовавших их в установленном порядке, а в случае отсутствия таковых – переходят в собственность Республики Беларусь;

отчуждения таких долей (акций) Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), в том числе в связи с выездом участника соответствующего юридического лица за пределы Республики Беларусь;

отчуждения данных долей (акций) в уставных фондах юридических лиц этим юридическим лицам, в том числе для уменьшения их уставных фондов, если иное не установлено Главой государства;

обмена долей (акций) в уставных фондах юридических лиц при реорганизации;

обращения взыскания на эти доли (акции) по решению суда;

иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь.

6.4 Приватизация жилых помещений

Включение в законодательство Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации государственной собственности института приватизации жилищного фонда направлено на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.

В соответствии с Законом от 16 апреля 1992 г. “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” (статья 2) приватизация жилья осуществляется на основе принципов безвозмездной передачи гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном данным Законом; взаимосвязи приватизации с решением жилищной проблемы; добровольной основы; сочетания возмездного и безвозмездного характера; равных прав всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласности, государственного и общественного контроля за процессом приватизации.

Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.

Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь. при этом на основании статьи 12 Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” и пункта 23 Положения о приватизации жилых помещений домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1399757 (далее – Положение от 21 сентября 2001 г.) право на безвозмездную (льготную) приватизацию имеют граждане, которым начислена жилищная квота, а также граждане, имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 г. (лица, являвшиеся гражданами Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 1992 г.). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь, принявшие гражданство после 1 июля 1992 г., а также граждане Республики Беларусь, использовавшие жилищную квоту на приватизацию жилья или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на льготу по безвозмездному приобретению в собственность занимаемого жилого помещения, если иное не предусмотрено законодательством.

Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда. Не подлежат приватизации согласно статье 5 Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” жилые помещения в общежитиях; служебные жилые помещения, кроме служебных жилых помещений в домах совхозов; жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения. При этом граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на постоянное жительство в другие населенные пункты, не имеют права приватизировать занимаемые ими жилые помещения; жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ; жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужищих; жилые помещения в специальных домах; жилые помещения социального пользования; жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь.

Согласно пункту 17 Положения от 21 сентября 2001 г. для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения наниматель, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, подают заявление в местный исполнительные и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение.

В заявлении о приватизации должно быть указано согласие на оформление приватизации на одного или всех членов семьи, участвующих в приватизации, и на долевое участие денежными средствами в выкупе части жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), а также перечислены все лица, имеющие право пользования занимаемым жилым помещением.

Решение о приватизации жилого помещения принимается местным исполнительным и распорядительным органом либо органом управления юридического лица в двухмесячный срок со дня подачи заявления о приватизации. В решении о приватизации указываются все ее участники, размер внесенных каждым из них жилищных квот и сумма денежных средств по выкупу части жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), а также по требованию участников приватизации -- их доли в жилом помещении, которые отражаются в договоре о приватизации жилого помещения и в техническом паспорте квартиры.

Приватизация жилого помещения в квартире, заселенной несколькими нанимателями, производится в долевую собственность.

Жилые помещения, занимаемые гражданами, передаются им в собственность безвозмездно, если величина их жилищной квоты (суммы квот) равна стоимости этих помещений, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 г., или превышает указанную стоимость. Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья (пункт 19 Положения от 21 сентября 2001 г.).

Отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством предоставлено право на безвозмездную (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передачу в собственность жилых помещений. При этом указанные граждане имеют право на одноразовое использование данной льготы.

При приватизации жилых помещений гражданами, имеющими основания для льготной передачи им жилья в собственность, в решении исполнительных и распорядительных органов, органов управления юридических лиц указывается, что участникам приватизации занимаемые жилые помещения передаются в равных долях. Если площадь занимаемых жилых помещений превышает площадь, передаваемую безвозмездно, размеры денежных доплат указываются в договоре передачи (продажи) квартир в собственность граждан отдельно по каждому участнику приватизации.

Граждане, имеющие право на приватизацию жилых помещений на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 г., имеют право на одноразовое использование данной льготы (пункт 22 Положения от 21 сентября 2001 г.).

Дополнительная литература

  1. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.

  2. Жанайдаров И.У. Проблемы реализации права государственной собственности. Алматы, 1994.

  3. Иванов А.А. Общее (народное) достояние и право государственной собственности // Правоведение. 1994. № 5.

  4. Морозова Л.А. Государство и собственность // Государство и право. 1996. № 12.

  5. Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2.

  6. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991.

  7. Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998.