logo
Гражданское право том 1

§ 8. Некоммерческие организации

8.1. Общие положения

Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ч.1 ст.46 ГК).

1. Из этого определения следует, что некоммерческие организации отличаются от коммерческих двумя признаками:

а) они не ставят основной целью извлечение прибыли;

б) они не могут распределять полученную прибыль между своими участниками и в тех случаях, когда их деятельность дает прибыль.

Необходимость наделения некоммерческих организаций правами юридического лица объясняется тем, что для достижения цели, поставленной некоммерческой организацией, последняя вынуждена вступать в различные имущественные отношения с коммерческими и другими некоммерческими юридическими лицами. Нередко некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч. 4 п. 3 ст.46 ГК). При этом для отдельных видов некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и(или) участия в них. Сказанное свидетельствует о том, что некоммерческие юридические лица обладают не общей, а специальной правоспособностью.

Цели некоммерческих юридических лиц определены их учредительными документами. Это цели культурные, образовательные, научные, социальные, благотворительные, политические и т.п.

Некоммерческие юридические лица не ставят цели получать прибыль и распределять ее между учредителями (участниками), поэтому законодательство, как правило, не устанавливает для этих юридических лиц минимального размера уставного фонда и не предусматривает возможности их банкротства, за исключением потребительских кооперативов и различных фондов.

2. Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц определены ст.46, 116–118, 120 и 121 ГК. Гражданский кодекс предусматривает следующие формы некоммерческих юридических лиц:

потребительские кооперативы,

общественные организации,

религиозные организации,

благотворительные или иные фонды,

учреждения, ассоциации и союзы.

Однако п. 3 ст.46 ГК разрешает создавать некоммерческие организации и в других формах, предусмотренных законодательными актами. Уже действуют творческие союзы, товарищества собственников жилых помещений, торгово-промышленные палаты, государственн0-общественные объединения.

8.2. Потребительский кооператив

1. Определение потребительского кооператива содержится в п. 1 ст.116 ГК.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В отличие от членов производственных кооперативов члены потребительских кооперативов не обязаны участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом. Они должны только внести свой вступительный и паевой взносы. Поэтому членами потребительского кооператива могут быть не только граждане (физические лица), но и юридические лица. Нет препятствий для того, чтобы член кооператива был одновременно членом другого, в том числе одного и того же вида, кооператива.

Учредителями потребительского общества могут быть граждане и (или) юридические лица. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.

Если членами потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество членов этого общества превышает 100 человек, в потребительском обществе по решению правления потребительского общества могут создаваться кооперативные участки.

В реальной действительности действуют различные потребительские кооперативы: жилищные, жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные, потребительские общества и их союзы, общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства и др.

2. Гражданский кодекс содержит только одну статью о потребительском кооперативе и предусматривает, что правовое положение потребительской кооперации и потребительских кооперативов (обществ, союзов), а также права и обязанности их членов определяются этим кодексом и законодательством о потребительской кооперации.

Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»270 определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительских обществ, их союзов в Республике Беларусь. В частности, им установлено, что отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, названным законом, другими законами и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 1 Закона от 25 феврали 2002 г. потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь, унитарных предприятий и учреждений.

Имеется значительное число актов законодательства, регулирующих образование и деятельность других потребительских кооперативов: Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержден постановлением Совета Министров от 15 ноября 1984 г.271; Примерный устав дачно-строительного кооператива, утвержденный постановлением Совета Министров БССР от 13 октября 1958 г., № 713272; Примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержден постановлением Совета Министров БССР от 5 августа 1977 г., № 254273; Положение о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков, утверждено постановлением Совета Министров БССР от 11 января 1960 г., №  48274; Положение об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1999 г. № 1972275. Много норм права о потребительских кооперативах в жилищной сфере содержится в Жилищном кодексе Республики Беларусь, принятом Национальным собранием Республики Беларусь 22 марта 1999 г.276.

3. Единственным учредительным документом об образовании и деятельности любого потребительского кооператива является его устав. Помимо общих для уставов всех юридических лиц сведений, предусмотренных п.2 ст.48 ГК, в уставе потребительского кооператива должны быть условия:

о порядке приема в члены кооператива и прекращения членства в нем;

о правах и обязанностях членов кооператива,

о размере паевых взносов членов кооператива,

о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов,

о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов,

о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п.2 ст. 116 ГК).

В наименовании потребительского кооператива должно быть указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество». Наименование потребительских обществ должно включать наименование территории (района) по месту нахождения и слова «потребительское общество».

Наименование областных союзов потребительских обществ должно включать наименование области по месту их нахождения и слова «областной союз потребительских обществ».

Республиканский союз потребительских обществ именуется «Белорусский республиканский союз потребительских обществ» (Белкоопсоюз).

Использование слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в наименовании иных потребительских кооперативов, создаваемых на территории Республики Беларусь, не допускается (ст. 5 Закона от 25 февраля 2002 г.).

4. Имущество потребительского кооператива, созданное за счет вступительных и паевых взносов, полученное в результате уставной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством, принадлежит ему на праве собственности. Члены кооператива (пайщики), передавшие кооперативу имущество в счет погашения пая, теряют вещные права на это имущество.

Доходы (прибыль) потребительского кооператива не могут распределяться между его членами (п.5 ст.116 ГК).

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. При этом члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (п. 4 ст.116 ГК).

Каждый член потребительского кооператива вправе получить в пользование часть имущества кооператива (квартиру, гараж и т.д.), соответствующую его паю, либо удовлетворять иные потребности, например пользоваться преимуществами при приобретении товаров (услуг) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества. Независимо от размера пая каждый член потребительского кооператива на общем собрании членов кооператива имеет один голос.

Член потребительского кооператива вправе выйти из кооператива и получить стоимость своего пая. Пай умершего члена кооператива переходит по наследству к его наследникам. Принятый в кооператив вместо выбывшего члена кооператива новый член приобретает права выбывшего, в том числе право пользования той частью имущества кооператива, которой пользовался выбывший член кооператива.

Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на указанное имущество с момента регистрации этого права в установленном порядке (п. 4 ст.219 ГК).

5. Органы управления потребительским кооперативом строятся по системе органов производственного кооператива, изложенной выше.

Органами управления потребительского общества являются общее собрание членов потребительского общества (собрание уполномоченных) и правление. Деятельностью правления руководит председатель правления.

Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание его членов. При наличии в потребительском обществе кооперативных участков высшим органом управления общества является собрание уполномоченных. Порядок их избрания определяется уставом потребительского общества.

Вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления потребительского общества, установлены ч.2 ст. 17 Закона от 25 февраля 2002 г. В их числе: внесение изменений и дополнений в устав потребительского общества; определение основных направлений деятельности потребительского общества; установление размеров вступительного и паевого взносов; определение численного состава правления потребительского общества; избрание председателя и членов правления потребительского общества по согласованию с соответствующими районными исполнительными и распорядительными органами; определение численного состава ревизионной комиссии, избрание председателя и членов ревизионной комиссии, определение размера средств на содержание ревизионной комиссии, утверждение положения о ревизионной комиссии и т.д.

Общее собрание (собрание уполномоченных) потребительского общества правомочны, если на собрании присутствует более чем 2/3 членов потребительского общества или их уполномоченных представителей, и принимает решение простым большинством присутствующих. Квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих на собрании принимаются решения о внесении изменений и дополнений в устав потребительского общества, вступлении в союзы потребительских обществ и выходе из них, реорганизации и ликвидации общества, других решений, предусмотренных уставом. .

Высший орган управления потребительского общества созывается правлением потребительского общества по мере необходимости, но не реже одного раза в год, или по письменному требованию ревизионной комиссии потребительского общества, а также по письменному требованию 20 процентов членов потребительского общества.

Исполнительным органом потребительского кооператива является его правление. Оно подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных). Председатель и члены правления потребительского общества избираются из числа членов потребительского общества сроком на пять лет. Компетенция правления потребительского общества определена ст. 21 Закона от 25 февраля 2002 г. Заседания правления потребительского общества проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Деятельностью правления потребительского общества руководит председатель правления. Он осуществляет текущее руководство и управление потребительским обществом, в частности, без доверенности представляет интересы общества, в пределах своей компетенции заключает договоры и соглашения от имени потребительского общества, распоряжается его имуществом, принимает на работу и увольняет работников потребительского общества, издает в пределах своей компетенции распоряжения, обязательные для исполнения работниками потребительского общества, решает иные вопросы, отнесенные законодательством, уставом потребительского общества к его компетенции.

Председатель правления потребительского общества освобождается от занимаемой должности по решению высшего органа управления потребительского общества после согласования с районным исполнительным и распорядительным органом или по решению местного исполнительного и распорядительного органа с последующим уведомлением потребительского общества.

Контроль за деятельностью потребительского общества и созданных им юридических лиц осуществляет ревизионная комиссия, избираемая из числа членов потребительского общества сроком на 5 лет. Она подотчетна высшему органу управления потребительского общества.

6. Реорганизация и ликвидация потребительских кооперативов осуществляется по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.57 ГК). Потребительский кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его экономически несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст.57 ГК), в судебном порядке по требованию кредиторов (п. 4 ст.116 ГК).

Жилищно-строительный кооператив реорганизуется или ликвидируется в случае, когда все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленный им в пользование объект (квартиру, гараж, дачу и т.п.) и оформили право собственности на соответствующее имущество. В таких случаях потребительский кооператив по решению общего собрания членов кооператива может быть преобразован в товарищество собственников либо в иную некоммерческую организацию либо ликвидирован.

Реорганизация потребительских обществ производится по решению общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Ликвидация потребительских обществ производится по решению их высших органов управления с согласия местного исполнительного и распорядительного органа, а также по основаниям, предусмотренным законодательством. Имущество ликвидированного потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается другим потребительским обществам, членам союза потребительских обществ или союзу потребительских обществ в порядке, определяемом высшими органами управления потребительского общества, союза потребительских обществ.

8.3. Общественные объединения

Общественные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции закона от 19 июля 2005 г.277 (далее – Закон от 19 июля 2005 г.)). Они являются некоммерческими организациями и имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п.1 ст.117 ГК).

Действие Закона от 19 июля 2005 г. не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается соответствующими законодательными актами.

На 1 января 2004 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 2214 общественных объединений (235 международных, 734 республиканских и 1245 местных), а также 16 союзов общественных объединений278.

1. Граждане Республики Беларусь вправе по своей инициативе создавать общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.

Принципы образования, регистрации и деятельности общественных объединений определены Законом от 19 июля 2005 г., другими законами, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»279 (далее – Декрет от 26 января 1999 г.) и утвержденным этим Декретом Положением о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций).

На территории Беларуси могут создаются и действуют общественные объединения различного статуса: международные, республиканские и местные общественные объединения, союзы.

Общественные объединения создаются по инициативе граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет. Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественных объединений необходимо наличие:

не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения, когда создается и действует международное общественное объединение. Примером международного общественного объединения может быть объединение «Объединение белоруссов «Бацькаўшчына»;

не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска для республиканского общественного объединения (например, Белорусский республиканский союз молодежи);

не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения, когда создается и действует местное общественное объединение.

Общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественного объединения не могут быть юридические лица (п. 3 Декрета от 26 января 1999 г.).

Учредительным документом общественного объединения является устав. Требования к уставам общественных объединений определены ст. 9 Закона от 19 июля 2005 г.

Международные и республиканские общественные объединения регистрируются Министерством юстиции Республики Беларусь, а местные – управлениями юстиции областных и Минского городского исполкомов по месту нахождения руководящего органа.

Заявление о государственной регистрации (перерегистрации) объединения (его символики), внесении изменений и дополнений в устав объединения рассматривается регистрирующим органом в месячный срок со дня его поступления. Регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: о государственной регистрации (перерегистрации), об отсрочке или отказе в государственной регистрации. Если в предусмотренный срок регистрация (перерегистрация) не осуществлена либо принято решение об отказе в ней по мотивам, которые учредителями (руководящими органами) объединения считаются не имеющими оснований, они могут обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения. Решение Министерства юстиции обжалуется в Верховный Суд, а решения управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома – соответственно в областные и Минский городской суды.

2. Общественные объединения могут иметь в собственности любое имущество, необходимое им для материального обеспечения их деятельности, предусмотренной их учредительными документами. В их собственности не могут быть объекты, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Общественные объединения, могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность только лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей и соответствует предмету деятельности общественных объединений. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением только при помощи создания коммерческих организаций и (или) участия в них.

Денежные средства общественных объединений формируются за счет вступительных и членских взносов (если их уплата предусмотрена уставом); добровольных пожертвований; поступлений от проведения лекций, выставок, спортивных и других мероприятий, проводимых в уставных целях; доходов от предпринимательской деятельности, направленной на решение уставных целей и задач; иных не запрещенных законодательством источников.

Участники (члены) общественных объединений не сохраняют прав на переданное ими организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а объединения не отвечают по обязательствам своих членов (п.2 ст.117 ГК).

Денежные средства и иное имущество общественных объединений не могут распределяться между членами этих объединений и используются только для выполнения уставных целей и задач. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

Общественное объединение не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам общественного объединения, членами которого они являются.

3. Органы общественного объединения, союза, организационных структур общественного объединения определены ст. 9 Закона от 19 июля 2005 г. Высшим органом общественного объединения является съезд, конференция или общее собрание, а постоянно действующим органом – выборный коллегиальный орган, подотчетный высшему руководящему органу. Руководителями общественных объединений, а также членами их контрольно-ревизионных органов могут быть только совершеннолетние лица.

4. Общественные объединения могут быть реорганизованы или ликвидированы в порядке, установленном ст. 9 Закона от 19 июля 2005 г. путем слияния, разделения, присоединения, выделения и преобразования по решению их высших органов.

Реорганизация общественного объединения, союза осуществляется по решению высшего органа этого общественного объединения, а ликвидация - по решению высшего органа общественного объединения, а в случаях, предусмотренных статьей 29 Закона от 19 июля 2005 г. - по решению суда.

8.4. Политические партии (союзы (ассоциации) политических партий). Политические партии являются образованиями, деятельность которых регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», в редакции Закона от 19 июля 2005 г. (далее – Закон от 19 июля 2005 г.)280, Декретом от 26 января 1999 г., иными актами законодательства.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ч.1 ст. 1 Закона от 19 июля 2005 г.).

Союзом (ассоциацией) политических партий (далее - союз) является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями (ч. 2 и 3 Закона от 19 июля 2005 г.).

Учредителями политических партий могут выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обладающие избирательным правом. Число учредителей (членов) должно быть не менее 1000 от большинства областей республики и г. Минска.

Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов). Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз.

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Решение о создании политической партии, утверждение ее названия и устава, принятие программы и выборах органов политической партии принимается учредительным съездом. Решение о создании союза политических партий, утверждении его названия и устава принимается учредительным съездом, или конференцией, или иным учредительным собранием. Учредители союза заключают учредительные договор.

Политические партии имеют фиксированное членство. Их членами могут быть только граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий.

Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной партии и состоять на партийном учете только в одной организационной структуре этой политической партии, как правило, по месту жительства (ст. 13 Закона от 19 июля 2005 г.).

Учредительным документом политической партии является устав политической партии. Учредительными документами союза являются устав и учредительный договор союза. Устав политической партии должен быть открытым для всеобщего ознакомления и содержать сведения, указанные в ст. 11 Закона от 19 июля 2005 г., в частности: полное и сокращенное название политической партии, союза; цели, задачи и методы деятельности политической партии, союза; условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, союзе, права и обязанности членов, а также порядок их учета.

В Уставе политической партии, союза должны содержаться сведения об источниках и порядке формирования денежных средств и иного имущества политической партии, союза, права их органов по распоряжению имуществом, пределы распоряжения имуществом политической партии ее организационными структурами.

Уставом политической партии, союза устанавливается порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы политической партии, союза, а также в программу политической партии; порядок реорганизации и ликвидации политической партии, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии, союза.

В Уставе политической партии, союза указываются юридический адрес политической партии, союза (место нахождения руководящего органа), сообщается о структуре политической партии, условиях и порядке создания и прекращения ее организационных структур; в нем могут содержаться и иные положения, касающиеся создания и деятельности политической партии, союза и не противоречащие законодательству.

Устав политической партии устанавливает и порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы политической партии, а также в программу; порядок реорганизации и ликвидации политической партии и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии.

Политическая партия, союз обязаны в случае изменения юридического адреса политической партии, союза (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии, союза.

Учредительный договор союза должен содержать: полное и сокращенное название союза; порядок совместной деятельности учредителей союза по его созданию; условия передачи союзу имущества учредителей союза и других его членов; условия участия в деятельности союза учредителей союза и других его членов; условия и порядок управления деятельностью союза; условия и порядок приобретения и утраты членства в союзе; ответственность членов союза по его обязательствам. В учредительный договор союза по согласию учредителей союза могут быть включены и иные условия.

Порядок создания и государственной регистрации политических партий и их символики установлены главами 2 и 3 Закона от 19 июля 2005 г. и иными актами законодательства.

Государственная регистрация политических партий, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Отказ в регистрации политической партии, союза может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь.

Со дня регистрации политическая партия приобретает права юридического лица и вносится в реестр политических партий.

В собственности политической партии, союза может находиться любое имущество, необходимое ей для материального обеспечения деятельности, предусмотренной учредительными документами, кроме объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Источники денежных и других средств политических партий указаны в ст.22 Закона от 19 июля 2005 г. Ими являются, в частности, вступительные и членские взносы; поступления от мероприятий, проводимых в уставных целях; доходы от использования имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций; пожертвования и дарения, иные поступления, не запрещенные законодательством.

Члены политической партии, союза не имеют прав на имущество, в том числе на денежные средства политической партии, союза. Политическая партия не отвечает по обязательствам своих членов. Члены политической партии не отвечают по обязательствам политической партии, членами которой они являются. Союз не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных учредительными документами союза.

Политические партии, союзы не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций за исключением основания собственных средств массовой информации. Политические партии, союзы не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.

Не допускается финансирование политических партий из государственного бюджета, органами государственной власти и управления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями (ч.1 и 2 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещено прямо или косвенно получать денежные средства и другое имущество от иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и анонимных жертвователей, граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста; юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования; религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями (ч. 3 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Политические партии, союзы не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещено иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи. Денежные средства политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Вместе с тем, не считается незаконным получением средств участие представителей политических партий, союзов в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны (ч. 4 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Денежные средства и иное имущество, полученные политическими партиями, союзами и созданными ими юридическими лицами из источников, запрещенных Законом от 19 июля 2005 г., должны быть переданы в доход государства в порядке, установленном законодательством.

Органы партии определяются ее уставом.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) политической партии, союза осуществляется по решению их высших органов.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению их высших органов, а также по решению Верховного Суда Республики Беларусь за деятельность, имеющую целью насильственное изменение конституционного строя или за пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; повторное в течение года, нарушение законодательства и (или) учредительных документов, за которое было вынесено письменное предупреждение; и по другим основаниям, предусмотренным ст. 32 Закона от 19 июля 2005 г.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за одноразовое нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи (ч. 2 ст. 32 Закона от 19 июля 2005 г.).

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.

Денежные средства и имущество ликвидированных политических партий после удовлетворения всех требований кредиторов используются на цели, предусмотренные учредительными документами этой политической партии, союза, если их денежные средства и иное имущество в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства (ч. 3 ст. 20 Закона от 19 июля 2005 г.).

8.5. Общественными объединениями являются профессиональные союзы. Их деятельность регулируется Законом от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в редакции закона от 14 января 2000 г. (далее Закон от 14 января 2000 г.)281, Декретом от 26 января 1999 г. и утвержденным этим Декретом Положением о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций).

Профессиональный союз – добровольная общественная организация, объединяющая граждан по роду их деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

Профсоюзы объединяют основную массу населения – трудящихся. «Это одна из мощнейших опор государства, которую власть поддерживала и будет поддерживать в дальнейшем»282. В Республике Беларусь действует 41 профсоюз283.

Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы, соблюдая их уставы (положения). Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. В свою очередь республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами (ст. 2 Закона от 14 января 2000 г.).

Юридическими лицами являются:

профсоюзы организаций, отраслевые профессиональные союзы, областные объединения профсоюзов, Федерация профсоюзов Беларуси и их органы (профсоюзные комитеты предприятий, учреждений, организаций);

Совет Федерации профсоюзов Беларуси;

Советы областных объединений профсоюзов;

республиканские советы председателей профкомов;

районные, областные, республиканские и другие приравненные к ним комитеты профессиональных союзов республики.

Для создания республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г.Минска; территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) – не менее 10% работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.

Профессиональные союзы самостоятельно разрабатывают свои уставы, положения, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность.

Высшими руководящими органами профсоюзов являются собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы как юридические лица являются собственниками принадлежащего им имущества и денежных средств.

В собственности профсоюзов могут находиться здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, высшие и средние специальные учебные заведения, учебные центры, научно-исследовательские учреждения, предприятия, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов (ч. 2 и 3 ст. 27 Закона от 14 января 2000 г.).

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами (положениями)профессиональных союзов.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительские фонды (ч. 6 ст. 27 Закона от 14 января 2000 г.).

Государственная регистрация республиканских профессиональных союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, а государственная регистрация территориальных профессиональных союзов в организациях – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома (Указ Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 605 «О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)»284. Инструкция о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 48285.

Деятельность профсоюза может быть прекращена или приостановлена по правилам ст. 5 Закона от 14 января 2000 г.

8.6. Государственно-общественные объединения – новое явление в законодательстве Республики Беларусь. Они введены в систему юридических лиц Указом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 335 «О республиканских государственно-общественных объединениях»286 и призваны выполнять возложенные на них государственно-значимые задачи. Государственно-общественные объединения могут создаваться по решению учредителей либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (п.2 Указа от 30 июля 2003 г. №335).

В Республике Беларусь пять общественных объединений преобразованы в республиканские государственно-общественные объединения:

Белорусское оборонное спортивно-техническое общество – в республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» (ДОСААФ) (Указ Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 336 «Вопросы Белорусского оборонного спортивно-технического общества»)287;

Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (БФСО «Динамо») (Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 180 «Вопросы Белорусского физкультурно-спортивного общества «Динамо»»288);

Белорусское республиканское общество спасания на водах – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД) (Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2004 г. № 298 – «Вопросы Белорусского республиканского общества спасания на водах»)289;

общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» (БООР (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 450 «Вопросы общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов»»)290;

общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное общество» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное общество» (БДПО) Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2006 г. № 658 «О создании республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество»» (БДПО)291.

Учредителями и членами республиканского государственно-общественного объединения могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и иных юридических лиц. Учредительным документом государственно-общественного объединения является его устав, принимаемый его учредителями либо высшим органом объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Устав республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2003 г. №481292; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо»» утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2004 г. №406293; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» утвержден постановлением Совете Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 г. №1473294; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2006 г. № 1348295.

Правовое регулирование создания и деятельности республиканских государственно-общественных объединений осуществляется законом от 19 июля 2006 г. «О республиканских государственно-общественных объединениях»296.

Государственно-общественное объединение – основанная на членстве некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица. Оно не отвечает по обязательствам учредителей (членов), а последние не отвечают по его обязательствам, если иное не установлено законодательными актами.

Государственно-общественное объединение может создавать свои организационные структуры в порядке, установленном уставом, в том числе с наделением их правами юридического лица.

Оно может иметь в собственности любое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности, за исключением объектов, которые согласно законодательству могут находиться только в собственности государства.

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательными актами, могут передавать государственно-общественным объединениям необходимое для выполнения ими своих задач имущество (технику, оборудование, аппаратуру, иное имущество) в собственность, аренду, безвозмездное пользование.

Имущество, приобретенное государственно-общественным объединением за счет государственных средств, сохраняется в собственности государства (Республики Беларусь или административно-территориальной единицы) и находится в безвозмездном пользовании государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц.

Имущество, переданное государственными органами и государственными организациями безвозмездно государственно-общественному объединению и организации, правопреемником которой оно является (за исключением случаев передачи имущества в собственность государственно-общественному объединению), до вступления в силу Указа Президента о преобразовании организации в соответствующее государственно-общественное объединение, в том числе имущество, приобретенное за счет государственных средств, сохраняется в собственности Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы и находится в безвозмездном пользовании государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц.

Государственно-общественное объединение и его организационные структуры, наделенные правами юридических лиц, для выполнения их уставных задач имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, которая должна соответствовать этим задачам и отвечать предмету их деятельности. полученная прибыль, доходы и имущество между членами государственно-общественного объединения не распределяется, а направляется на выполнение уставных задач.

Система органов государственно-общественных объединений построена по типу системы органов общественных организаций.

Высшим органом государственно-общественного объединения является съезд (конференция), созываемый не реже одного раза в пять лет. В период между съездами (конференциями) руководство государственно-общественным объединением осуществляет центральный совет, избираемый съездом (конференцией).

Исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью республиканского государственно-общественного объединения, является президиум, состав которого избирается центральным советом.

Для осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности республиканского государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц съездом (конференцией) избирается центральная ревизионная комиссия сроком на пять лет.

Центральный совет по согласованию с соответствующими государственными органами избирает (переизбирает) председателя центрального совета. Председатель республиканского центрального совета является и председателем его президиума.

Председатели областных (Минского городского) советов республиканского государственно-общественного объединения избираются (переизбираются соответственно областными (Минским городским) советами республиканского государственно-общественного объединения по представлению председателя республиканского совета, согласованному с областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

8.7. К общественным объединениям относятся творческие союзы, действующие в соответствии с Законом от 16 декабря 1999 г. «О творческих союзах и творческих работниках»297.

Творческий союз – общественное объединение творческих работников, внесших своими достижениями вклад в развитие культуры, искусства и иной культурной творческой деятельности в Республике Беларусь, созданное в установленном законодательством порядке на основе общности интересов его членов (участников) в определенном виде творческой деятельности для удовлетворения духовных или иных нематериальных нужд.

Творческие союзы объединяют творческих работников, занимающихся в сфере соответствующей профессиональной деятельности. Они являются некоммерческими организациями, но имеют право в соответствии с законодательством осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей их создания, указанных в уставе, иных документах, и соответствующую этим целям.

Закон от 16 декабря 1999 г. предусматривает три вида творческих союзов: международные, республиканские и местные, а также их объединения.

Международным признается творческий союз, действующий на территории Республики Беларусь (одной или нескольких ее административно-территориальных единиц) и на территории одного или нескольких иностранных государств и имеющий там организационные структуры.

Республиканским признается творческий союз, действующий на всей территории Республики Беларусь и имеющий учредителей в большинстве ее областей, а местным – действующий на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Два или более творческих союза могут создать ассоциацию творческих союзов.

Творческий союз имеет фиксированное членство. Его членами (участниками) могут быть физические лица, занимающиеся культурной творческой деятельностью или представляющие ту или иную творческую профессию (в соответствии с профилем творческого союза).

Условия и порядок приема в члены (кандидаты в члены) творческого союза, а также выхода и исключения из него определяются уставом творческого союза.

В собственности творческих союзов может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законодательством Республики Беларусь не может находиться в собственности творческих союзов. Ограничение количества имущества, находящегося в собственности творческих союзов, может быть установлено законодательными актами Республики Беларусь (ст.12 Закона от 16 декабря 1999 г.).

Имущество, переданное учредителями, членами (участниками) творческих союзов в качестве вклада, а также имущество, приобретенное творческим союзом, находится в собственности последнего и может использоваться только для достижения цели, определенной его учредительными документами. Участники (члены) творческих союзов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность творческого союза, в том числе на членские взносы.

Средства и имущество творческих союзов не могут быть разделены между членами (участниками) союза и используются только для достижения уставных целей и задач. В случае ликвидации творческого союза его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в учредительных документах творческого союза.

Близки по своим функциям к творческим союзам иные союзы, объединяющие лиц определенных профессий, например Союз юристов Республики Беларусь и др.

Общества, объединяющие лиц, страдающих некоторыми физическими недостатками, имеют своей целью создавать условия, значительно облегчающие жизнь людей, страдающих такими недостатками. Они имеют право создавать учебно-производственные предприятия, иметь базы снабжения, центры реабилитации и т.д.

К иным добровольным обществам и их союзам относятся самые разнообразные общества и их союзы. Каждое из них в целом, его центральные или местные органы или и те и другие одновременно являются юридическими лицами. Примером может служить общество «Знание».

8.8. Религиозные организации создаются с целью совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. В Республике Беларусь религиозными организациями являются религиозные общины, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, миссии, религиозные, духовные учебные заведения, создаваемые по решению органов религиозного управления, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами. Они образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Законодательство о религиозных организациях состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции закона от 31 октября 2002 г.298 и издаваемых в соответствии с ними иных актов законодательства.

Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители приверженцы единого вероисповедания, достигшие восемнадцатилетнего возраста и проживающие в одном либо смежных населенных пунктах в количестве не менее 20 человек, подают заявление, подписанное всеми участниками (членами) этой общины, в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины. К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 17 Закона от 17 декабря 1992 г. Городской, районный исполнительный комитет в месячный срок рассматривает представленные материалы и со своим заключением в этот же срок направляет его соответствующему областному, Минскому городскому исполнительному комитету. Последние в месячный срок рассматривают полученные материалы и принимают решение о регистрации или отказе в регистрации религиозной общины и сообщают об этом заявителям.

Материалы о регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты направляют в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В этом случае срок рассмотрения документов продлевается до шести месяцев (ч.7 ст. 17 Закона от 17 декабря 1992 г.).

Государственная регистрация религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения осуществляется республиканским органом управления по делам религий по правилам, установленным статьями18 и 19 Закона от 17 декабря 1992 г. Таким органом является Уполномоченный по делам религий и национальностей, который подчиняется Правительству Республике Беларусь (Указ Президента Республике Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»299). Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации допускается по одному из следующих оснований:

создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 13 Закона от 17 декабря 1992 г.;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;

нарушен порядок создания религиозной организации, установленный Законом от 17 декабря 1992 г.

Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Имущество, приобретенное или созданное религиозными организациями за счет собственных средств, пожертвованное им физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь, находится в собственности религиозных организаций.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения. Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Религиозные объединения передают принадлежащее им имущество, входящим в их состав религиозным общинам, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям на праве оперативного управления, а все они могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

Государство порядке, установленном законодательством, оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность, может предоставлять налоговые и другие льготы.

Религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям.

При ликвидации религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование возвращается тем лицам, которые предоставили имущество, а распоряжение имуществом, находившимся в их собственности, осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Республики Беларусь.

Учредители (участники) религиозной организации не имеют никаких прав на ее имущество, в том числе на переданное ими этим организациям в собственность. Они не отвечают по обязательствам религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих участников (п.3 ст. 44, п.2 ст. 117 ГК).

Деятельность религиозных организаций может быть прекращена при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями. При нарушении законов Республики Беларусь решение о прекращении деятельности религиозных организаций принимается судом (ст.18 Закона от 17 декабря 1992 г.).

8.9. Фонды

Термин «фонд» имеет разное содержание. Он употребляется для обозначения различных экономических понятий (фонд накопления, фонд потребления, фонд заработной платы и т.д.), природных ресурсов (земельный фонд, водный фонд и т.д.) и других понятий.

Гражданское законодательство содержит ряд нормативных актов, составляющих правовой институт, нормы права которых в термин «фонд» вкладывают иное содержание. Этот институт состоит из норм статьей 118-119 ГК, Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. №302 и утвержденного им Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь300, постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. № 506 «О фонде международного молодежного сотрудничества»301, от 14 июня 1993 г. №390 «Об образовании Фонда «Взаимопонимание и примирение»302, от 24 августа 2005 г. № 929 «О порядке передачи местными исполнительными и распорядительными органами регистрационных дел по фондам Министерству юстиции, управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома»303 и ряда других актов законодательства.

Гражданское законодательство под фондом понимает самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Ее понятие содержится в п.1 ст. 118 Гражданского кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. и в п. 2 Положения от 1 июля 2005 г. Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.

Фонды как юридические лица характеризуются следующими особенностями:

преследуют общественно полезные цели;

являются некоммерческими организациями;

их имущественная база первоначально создается за счет добровольных имущественных взносов их учредителей (граждан и (или) юридических лиц);

учредители не получают материальных выгод за счет деятельности фонда.

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание и деятельность фондов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (части 2 и 3 Положения от 1 июля 2005 г.).

Государственная регистрация фондов осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.

2. Учредительным документом фонда является его устав, утвержденный учредителями фонда. Кроме сведений, которые имеются в уставе любого юридического лица, устав фонда должен содержать:

наименование фонда (включающее слово "фонд", указание на характер деятельности и вид фонда);

сведения об учредителях (учредителе) фонда;

задачи и методы деятельности фонда;

состав и порядок формирования органов фонда;

порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;

порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;

источники и порядок формирования имущества фонда;

срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;

сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);

сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;

иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие ГК.

Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные ст. 118 ГК, определяются законодательными актами.

В случае изменения целей фонда; его наименования; вида фонда; места нахождения фонда (руководящего органа фонда) создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда; изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядка назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядка формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельств, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе, соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок. В этот же срок, если иные сроки не установлены законодательством, должны быть внесены и представлены для государственной регистрации изменения, которые вытекают из законодательства, которым требуется внести изменения и (или) дополнения в устав фонда.

В Республике Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные фонды (пункты 7-11 Положения от 1 июля 2005 г.).

Источниками формирования имущества фонда являются:

имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем);

поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий;

доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности;

иные не запрещенные законодательством поступления.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), находится в собственности фонда. Его учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по их обязательствам.

Минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда установлен п.15 Положения от 1 июля 2005 г. в размере 100 базовых величин для местных фондов, 1000 базовых величин для республиканских и международных фондов.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью (п. 4 Положения от 1 июля 2005 г.).

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.

3. Органы фонда определены п. 3 ст. 118 ГК. Ими являются правление (совет) дирекция (директор) и попечительский совет. Высшим коллегиальным органом фонда является правление (совет) фонда. Он формируется его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.

К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся вопросы, перечисленные в п. 3 ст. 118 ГК: изменение и (или) дополнение устава фонда; образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий; создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции; утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда; реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

Для осуществления исполнительно-распорядительных функций решением правления (совета) фонда создается постоянно действующая дирекция (директор) фонда. Исполнительный директор назначается правлением (советом) фонда. Он по должности входит в состав правления (совета) фонда. Его назначение согласуется с учредителем фонда.

Органом, осуществляющим контроль за деятельностью фонда, является попечительский совет фонда. Он формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом, - правлением (советом) фонда.

Вопросы исключительной компетенции попечительского совета фонда определены ст. 118 ГК.

Отношения, связанные с реорганизацией фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, регулируются п. 2 ст. 119 ГК.

Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 119 ГК.

Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. Если это окажется невозможным, оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда.

В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд (п. 4 ст. 119 ГК).

4. В Республике Беларусь действуют государственные внебюджетные фонды. Согласно ст.37 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»1, эти фонды являются составной частью государственных средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Государственные внебюджетные фонды лишь внешне напоминают фонды, деятельность которых предусмотрена ст.118 и 119 ГК. Примером может служить Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, Положение о котором утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136304. Его имущество формируется за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц, отчислений от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, учрежденных фондом, иных источников, не запрещенных законодательством. Согласно п.10 Положения об этом фонде его имущество «находится в собственности Республики Беларусь». Внебюджетный фонд, являясь юридическим лицом, владеет его обособленным имуществом на правах оперативного управления и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Государство не несет ответственности по обязательствам фонда, а последний – по обязательствам государства. Реорганизация и ликвидация внебюджетного фонда производятся по решению Президента Республики Беларусь в установленном им порядке. Порядок использования имущества фонда, оставшегося после его ликвидации, определяется Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действуют и бюджетные фонды, законодательство о которых не согласуется с изложенными выше правилами ст.118 и 119 ГК.

Частью 2 п. 1 Положения от 1 июля 2005 г. установлено, что нормы этого Положения не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также на деятельность таких фондов, если в актах законодательства об их создании не установлено иное.

Правила ст.118 и 119 на деятельность внебюджетных и бюджетных фондов не распространяются.

8.10. Учреждения

Понятие учреждения содержится в ст.120 ГК.

«Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично».

Из этого определения следует, что учреждение может быть учреждено любым собственником, но не может быть создано субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подавляющее большинство учреждений создано государством и административно-территориальными единицами. Учреждениями являются органы государственной власти и управления, учреждения юстиции, культуры, здравоохранения, просвещения и науки, спорта и т. п.

Учреждения могут создаваться гражданами и юридическими лицами, образованными на основе частной собственности, различными общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами), иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями.

Учреждения действуют на основании устава или положения, утвержденного собственником или уполномоченным им органом. Многие учреждения действуют на основании общего положения об учреждениях данного вида. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 1689 утвержден Примерный устав специального лечебно-воспитательного учреждения305, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1604 утвержден Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации306, приказом Министра юстиции от 22 января 1999 г. утвержден Типовой устав областной (городской) коллегии адвокатов Белинюрколлегия307.

В уставе (положении) учреждения собственник устанавливает цели и задачи учреждения, которыми определяются пределы специальной правоспособности учреждения.

Имущество учреждения остается в собственности его учредителя, который сохраняет на это имущество вещные права. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст.277 ГК). Без согласия собственника оно не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Уставом (положением) учреждению может быть предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение (но не в собственность) учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст.279 ГК).

По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. На другое имущество, находящееся в оперативном управлении, взыскание не может быть обращено, но собственник в таких случаях несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам учреждения.

Руководитель учреждения назначается учредителем учреждения (собственником его имущества). Он является единоличным исполнительным органом учреждения. В некоторых учреждениях могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (советы).

Учреждение может быть реорганизовано и ликвидировано по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом, поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения.

8.11. Государственные объединения

К моменту введения в действие в 1999 году Гражданского кодекса Республики Беларусь на ее территории действовали объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами управления либо по решению органов местного управления и самоуправления .

Такие объединения действовали в организационно-правовых формах концернов, производственных, научно-производственных или иных объединений.

Поскольку ст. 46 ГК в числе коммерческих и некоммерческих организаций таких организационно-правовых форм юридических лиц не предусматривала, в ст. 1141 ГК было установлено, что такие объединения юридических лиц продолжают существовать до особого решения соответственно Президента Республики Беларусь либо Правительства Республики Беларусь.

Вопросы о судьбе названных государственных объединений неоднократно решался декретами Президента Республики Беларусь, назначались сроки приведения ими своих учредительных документов в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Практика показала, что в условиях настоящего времени государственные объединения не изжили себя и нет необходимости приводить их учредительные документы в соответствие с Гражданским кодексом, поэтому Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь»308 в ч. 3 п. 2 ст. 44, п. 2 и 4 ст. 46, ч. 4 п. 4 ст. 63 ГК внесены изменения и дополнения, согласно которым в число видов юридических лиц включены объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений, а глава 6 ГК дополнена новым параграфом (§6. Государственные объединения»), содержащим четыре статьи (1231-1234). В связи с этим ч. 5 ст. 1141 ГК исключена.

Ст. 1231 ГК содержит следующее определение государственного объединения: «Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления».

Государственное объединение создается, как правило, по отраслевому принципу. Его основными функциями являются: осуществление общего руководства, общего управления деятельностью, координация деятельности и представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения (п. 2 ст. 1231 ГК). Государственное объединение находится в подчинении Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления (п. 3 ст. 1231 ГК).

Как правило, государственные объединения являются некоммерческими организациями. Исключение составляют случаи принятия в соответствии с законодательством решений о признании их коммерческими организациями (п. 4 ст. 1231 ГК).

Правовое положение государственных объединений, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в их состав, определяются ГК и иными актами законодательства о таких объединениях, а также их уставами (п. 6 ст. 1231 ГК).

В состав государственного объединения могут входить государственные унитарные предприятия и (или) государственные учреждения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа. по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа (п. 1 ст. 1232 ГК). Они могут быть исключены из его состава по решению этого органа (должностного лица) (ч.1 п. 3 ст. 1232 ГК).

На условиях и в порядке, определенных уставом государственного объединения добровольно в его состав могут входить иные организации, индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 1232 ГК). Решение о возможности вхождения их в состав государственного объединения принимается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом (ч.2 п. 1 ст. 1232 ГК). Иные участники государственного объединения, входящие в его состав добровольно, вправе выйти из его состава или могут быть исключены из этого состава в порядке, установленном уставом соответствующего государственного объединения (ч.2 п. 3 ст. 1232 ГК).

Участники государственных объединений сохраняют права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 1232 ГК).

Решения государственных объединений по вопросам, предусмотренным уставами государственных объединений и актами законодательства о таких объединениях, являются обязательными для их участников (п. 4 ст. 1232 ГК).

Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники государственного объединения не отвечают по обязательствам этого государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п. 5 ст. 1232 ГК).

Единственным учредительным документом государственного объединения является его устав, утверждаемый государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом (п. 1 ст. 1234 ГК).

В уставе государственного объединения должны быть определены порядок и источники формирования имущества государственного объединения. В его состав не входит имущество участников государственного объединения. Если государственное объединение является коммерческой организацией, в его уставе помимо сведений, указанных в ч. 1 п. 2 ст. 48 ГК и сведений о порядке и источниках формирования имущества государственного объединения должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного объединения (п. 3 ст. 1234 ГК). Следовательно, оно обладает специальной правоспособностью.

8.12. Объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей

(ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели могут по договору между собой создавать некоммерческие объединения (ассоциации и союзы) в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов (п. 1 ст.121 ГК). Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п.2 ст.121 ГК). Хотя п. 2 ст.121 ГК в отличие от п.1 ст.121 не определяет цели общественных и иных некоммерческих организаций, которые они ставят перед собой, объединяясь в ассоциацию (союз), эти цели не отличаются от целей, для достижения которых коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели создают ассоциацию (союз).

Термины «ассоциация» и «союз» в ст.121 и 123 ГК употребляются как синонимы, хотя используются для обозначения при создании ассоциаций и союзов юридических лиц избирательно, в зависимости от того, какие юридические лица объединяются. Ассоциации создают юридические лица одного типа, а союзы – юридические лица, осуществляющие свою деятельность на определенной территории.

Ассоциации (союзы) являются некоммерческими юридическими лицами. Они, как уже отмечалось, создаются для координации деятельности их членов, представления и защиты их общих интересов. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Если перед объединением ставится задача ведения предпринимательской деятельности, оно преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Однако полученные от такой деятельности доходы не подлежат распределению между организациями, образовавшими ассоциацию (союз), и используются для нужд последней.

2. Союз потребительских обществ также является некоммерческой организацией, но он может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов при осуществлении уставной деятельности (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»309).

Для достижения целей, ради которых создан союз потребительских обществ, он может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Полученные доходы (прибыль) от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов от осуществления им уставной деятельности. Союз потребительских обществ вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами союза, создает в установленном законодательством Республики Беларусь порядке единую систему ведомственного контроля.

Республиканский союз потребительских обществ представляет интересы своих членов в международном кооперативном движении в соответствии с делегированными ему полномочиями.

3. Негосударственной некоммерческой организацией, созданной добровольно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, является их объединение, именуемое торгово-промышленной палатой. Оно создается в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.

Основы правового статуса торгово-промышленных палат а также порядок их создания и деятельности, особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат с Белорусской торгово-промышленной палатой и государством определены Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О торгово-промышленной палате»310. Торгово-промышленная палата (ТПП) является юридическим лицом, учредительным документом которого является устав.

При создании ТПП учредители наделяют ее имуществом, минимальный размер которого должен составлять сумму, эквивалентную 10000 евро. Оно формируется за счет вступительных и членских взносов, прибыли от предпринимательской деятельности ТПП, других доходов и поступлений, не запрещенных законодательством, и находится в собственности ТПП. Члены ТПП никаких прав на ее имущество не имеют и утрачивают права на имущество, переданное ТПП в качестве вступительных и членских взносов.

В случае ликвидации ТПП имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, используется по решению ликвидационной комиссии в целях, предусмотренных уставом ТПП.

Высшим органом управления ТПП является съезд ТПП, который созывается не реже одного раза в три года. Съезд ТПП избирает постоянно действующий исполнительный орган ТПП, осуществляющий руководство ее деятельностью в период между съездами.

Принятие в состав ТПП, а также исключение из ее состава членов ТПП осуществляются в соответствии с уставом ТПП. Члены ТПП могут выйти из ее состава в любое время. Отказ ТПП в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав ТПП, а также решение об исключении из ее состава членов ТПП могут быть обжалованы этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в суд в течение шести месяцев со дня получения отказа или принятия решения об исключении.

4. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав, утвержденный ее членами. Кроме сведений, которые в соответствии с п.2 ст.48 ГК и п.29 Положения от 16 марта 1999 г. должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, в учредительных документах ассоциации (союза) должны быть указаны условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

5. Источниками образования имущества ассоциации (союза) являются взносы ее (его) участников, доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, а также иные источники, не запрещенные законодательством. Союз может формировать фонды в соответствии с уставом союза. Имущество ассоциации (союза) находится в ее (его) собственности и используется строго по назначению для достижения цели, предусмотренной учредительными документами. Выбывший из ассоциации (союза) член не имеет права на часть ее (его) имущества (п. 3 ст.44 ГК), но он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации (союзе) (п. 2 ст.123 ГК). В случае ликвидации ассоциации (союза) ее (его) имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между ее (его) участниками, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а последние несут субсидиарную ответственность по ее (его) обязательствам в порядке и в размере, предусмотренных учредительными документами (п. 4 ст.121 ГК).

6. Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее (его) услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года и может быть исключен из нее (него) по решению оставшихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами. Хотя в ст.123 ГК это прямо не предусмотрено, член ассоциации (союза) обязан вносить взносы для финансирования ее (его) деятельности.

С согласия всех членов ассоциации (союза) в нее (него) может войти новый участник. Его вступление может быть обусловлено субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

7. Высшим органом ассоциации (союза) является общее собрание ее участников, которое образует исполнительные органы и назначает должностных лиц. Высшим органом союза потребительских обществ является общее собрание представителей членов союза. Норма представительства определяется уставом ассоциации (союза).

8. Реорганизация и ликвидация ассоциации (союза) осуществляется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц, но ассоциация (союз) не может быть признана банкротом, поскольку по ее обязательствам субсидиарную ответственность несут ее члены.

Имеются особенности ликвидации потребительских союзов. Они ликвидируются по решению их высших органов с согласия соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (в случае ликвидации республиканского союза – с согласия Правительства Республики Беларусь), а также по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь (ст. 41 Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации»).