§ 5. Создание юридических лиц
1. Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).
Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.
Единого акта законодательства Республики Беларусь, регулирующего создание юридических лиц, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 913 утверждено Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации»230. Решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений, объединений коммунальной собственности принимают соответственно исполнительные комитеты первичного (сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районного), областного уровня. Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления231.
Особенности создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов определены соответственно законодательством об этих обществах и кооперативах. То же следует сказать об особенностях создания некоммерческих юридических лиц.
В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.
2. Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица. Органы Республики Беларусь и органы административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции издают постановления, приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например Советы депутатов.
3. В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы (п. 4–7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива; утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. № 400232).
4. При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно, по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.
Явочно-нормативный способ создания юридических лиц часто именуют «регистрационным», поскольку юридические лица образуются решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических и (или) юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица.
5. Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.1 и 2 ст.47 ГК).
Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (некоммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», в которое неоднократно вносились изменения и дополнения.
Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»233 и другими законодательными актами.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц, определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г., Декретом Президента от 26 января 1999 г. № 2, другими законодательными актами.
В соответствии с п.13 Положения от 16 марта 1999 г. государственная регистрация указанных в этом Положении юридических лиц осуществляется:
облисполкомами (Минским горисполкомом) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
Министерством финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, за исключением случаев, указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.
Регистрация (перерегистрация) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений, их союзов (ассоциаций) осуществляется Министерством юстиции; а государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений их союзов (ассоциаций) – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.
В соответствии с установленной процедурой государственной регистрации в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых установлен п.23–29 Положения от 16 марта 1999 г., п.3 и 4 Положения, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2, другими актами законодательства. Этими же пунктами Положений установлены и требования к названным документам. За государственную регистрацию взимается плата.
На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. №359)234 и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение. Порядок выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации и форма удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 551235.
Отказ в государственной регистрации допускается по основаниям, предусмотренным п. 40 Положения от 16 марта 1999 г. Решение об отказе в государственной регистрации объединения принимается в случаях, предусмотренных п.11 Положения от 26 января 1999 г.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).
- Гражданское право
- Оглавление
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Гражданское право Республики Беларусь − самостоятельная отрасль системы ее права
- § 2. Гражданско-правовой метод регулирования общественных
- § 3. Функции гражданского права
- § 4. Задачи гражданского права
- § 5. Принципы гражданского права
- § 6. Отграничение гражданского права от смежных с ним отраслей
- § 7. Гражданское право в системе публичного и частного права
- § 8. Система гражданского права
- Глава 2. Гражданское законодательство
- § 1. Понятие гражданского законодательства и его состав
- § 2. Виды гражданско-правовых нормативных актов
- § 3. Диспозитивные и императивные нормы гражданского права.
- § 4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Толкование гражданско-правовых норм
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки гражданского права
- §2. Гражданско-правовые методы исследования
- §3. Связь науки гражданского права с другими отраслями знаний
- §4. Гражданское право как учебная дисциплина
- Глава 4. Общая характеристика гражданского и торгового права зарубежных государств
- § 1. Необходимость изучения гражданского и торгового права
- § 2. Основные правовые системы иностранного
- § 3. Общая характеристика источников гражданского и торгового права
- § 4. Общая характеристика источников
- § 5. Общая характеристика источников
- § 6. Общая характеристика источников
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Гражданское правоотношение. Общие положения
- § 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- § 2.Субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений
- § 3. Правопреемство
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- § 1. Понятие гражданина (физического лица)
- Часть 1 ст.3 Закона от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»146 предусматривает, что приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь.
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство. Патронаж
- § 5. Имя гражданина. Место жительства
- § 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица
- § 1. Понятие юридического лица
- § 2. Наименование и место нахождения юридического лица
- 2.2. Место нахождения юридического лица
- § 3. Учредительные документы, правоспособность
- § 4. Сущность юридического лица
- § 5. Создание юридических лиц
- § 6. Виды юридических лиц
- § 7. Коммерческие юридические лица
- § 8. Некоммерческие организации
- § 9. Финансово-промышленные группы
- § 10. Реорганизация и ликвидация юридического лица
- § 11. Прекращение юридического лица при банкротстве
- Глава 8. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
- §1. Правосубъектность Республики Беларусь и
- §2. Участие Республики Беларусь и административно-
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие объекта гражданского правоотношения
- § 2. Вещи как объекты гражданских прав
- § 3. Деньги и ценные бумаги. Имущество и имущественные права
- § 4. Иные объекты гражданских прав
- Глава 10. Личные неимущественные права, не связанные с имущественными
- §1. Понятие личных неимущественных прав, не связанных
- § 2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства
- §3. Иные личные неимущественные права, не связанные
- Глава 11. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
- § 1. Понятие оснований возникновения, изменения и прекращения
- § 2. Классификация юридических фактов
- Глава 12. Сделки
- §1. Понятие сделки
- §2. Виды сделок
- §3. Срок в сделке. Условные сделки
- §4. Условия действительности сделок
- §5. Форма сделок
- §6. Недействительные сделки
- §7. Сделки с пороками дееспособности субъектного состава
- §8. Сделки, совершенные с пороками воли их участников
- §9. Сделки, не соответствующие требованиям законодательства
- §10. Сделки мнимые и притворные
- §11. Недействительность части сделки.
- §12. Правовые последствия недействительности сделок
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- § 1. Понятие и значение представительства.
- § 2. Коммерческое представительство
- § 3. Доверенность
- § 4. Представительство без полномочий
- Глава 14. Сроки в гражданском праве. Исковая давность
- §1. Понятие и виды сроков в гражданском праве
- §2. Порядок и правила исчисления сроков
- §3. Понятие исковой давности. Область применения.
- §4. Общие и специальные сроки исковой давности
- §5. Императивный характер срока исковой давности
- §6. Начало течения срока исковой давности
- §7. Приостановление течения срока исковой давности
- §8 . Перерыв течения срока исковой давности
- §9. Восстановление срока исковой давности
- §10. Последствия истечения сроков исковой давности
- Глава 15. Осуществление и защита гражданских прав и исполнение обязанностей
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Пределы осуществления гражданских прав
- § 3. Защита субъективных гражданских прав
- Раздел III. Право собственности и другие вещные права
- Глава 16. Вещное право
- § 1. Понятие и признаки вещного права
- § 2. Виды вещных прав. Место вещного права
- Глава 17. Общие положения о праве собственности
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Формы и субъекты права собственности. Виды собственности
- § 3. Содержание права собственности
- §4. Основания возникновения права собственности.
- § 5. Прекращение права собственности.
- Глава 18. Право собственности граждан (физических лиц)
- § 1. Понятие права собственности граждан
- § 2.Субъекты права собственности граждан (физических лиц)
- § 3. Объекты права собственности граждан (физических лиц)
- § 4. Основания приобретения и прекращения права собственности
- Глава 19. Право собственности юридических лиц
- § 1. Понятие права собственности юридических лиц
- 1.2. Право собственности юридических лиц как субъективное право, его содержание и основания возникновения
- § 2. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ
- § 3. Право собственности производственных и потребительских
- § 4. Право собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 5. Право собственности общественных и религиозных организаций
- Глава 20. Право государственной собственности.
- § 1. Общие положения о праве государственной собственности.
- §2. Субъекты и основания возникновения права государственной
- §3.Объекты права государственной собственности
- §4.Право собственности Республики Беларусь
- §5. Право собственности административно-территориальных единиц
- §6. Разгосударствление и приватизация государственной собственности
- Глава 21. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Сущность и содержание права общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 22. Ограниченные вещные права
- §1. Понятие ограниченных вещных прав.
- §2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
- § 3. Иные ограниченные вещные права
- Глава 23. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Значение охраны права собственности и иных вещных прав.
- § 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения
- § 3. Расчеты при истребовании имущества из незаконного владения.
- § 4. Требования об устранении нарушений, не связанных
- § 5. Иск о признании права собственности
- § 6. Защита прав владельца, не являющегося собственником имущества
- § 7. Защита прав собственника в случае принятия акта законодательства,
- 612 Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П.Сергеева, ю.К.Толстого. М., 1997. С 270.
- 613 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 26. Ст.328.
- 728 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4. 5/24429.