logo
Гражданское право том 1

§ 1. Общие положения о праве государственной собственности.

1. В недавнем прошлом государственная собственность была доминирующей во всех сферах общественных отношений. Законодательно закреплялся приоритет государственной собственности, которая объявлялась ведущей. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались повышенные гарантии защиты права государственной собственности.

Это положение государственной собственности соответствовало политической системе, существовавшей в нашем государстве. Изменение политической системы и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. Государство уступило часть ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферах общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.

Конституция Республики Беларусь устанавливает существование государственной и частной собственности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Состав и назначение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно-территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом.

2. Государственная собственность как экономическая категория  это особая форма присвоения. Она призвана обеспечить потребности народа республики Беларусь или населения административно-территориальной единицы. Однако народ Республики Беларусь или административно-территориальной единицы в целом, отдельные слои и социальные группы не могут выступать в качестве субъектов присвоения. Общие интересы всего народа и государства или административно-территориальной единицы представляют соответствующие органы государства или административно-территориальной единицы.

Право государственной собственности в объективном смысле это система правовых норм, регулирующих отношения присвоения и принадлежности (владения, пользования и распоряжения) материальных благ Республике Беларусь или административно-территориальной единице в лице их компетентных органов.

В субъективном смысле право государственной собственности представляет собой совокупность закрепленных за Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей правомочий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

В литературе высказано мнение о том, что, поскольку как содержание права собственности, так и осуществление его правомочий в гражданском праве не имеют различий в зависимости от субъектного состава, имеются лишь различия в гражданско-правовом режиме отдельных объектов гражданских прав (например, вещи, изъятые из оборота, которые могут находиться только в государственной собственности), различия в основаниях возникновения или прекращения права собственности для определенных субъектов (например, приватизация), “право частной и право публичной собственности следует рассматривать не в качестве “разновидностей права собственности” (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности”722. Еще одним препятствием в конструировании государственной собственности как особой формы собственности называют множественность публичных собственников, отсутствие единства фонда государственной собственности723.

Однако комплексное рассмотрение субъектного состава, объектов, особенностей возникновения и прекращения, порядка осуществления полномочий позволяет определить государственную собственность в качестве отдельной формы собственности. Утратив ранее присущие ей признаки верховенства, особой защиты со стороны государства и т.д., государственная собственность сохранила существенные особенности, позволяющие рассматривать ее в таком качестве не только в рамках конституционно-правовых (статья 13 Конституции Республики Беларусь), но и в рамках гражданско-правовых отношений.

3. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК Республики Беларусь).