logo search
ИГПЗС2

Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (система органов государственной власти, реформы Людовика IX, сословный строй).

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (1Х-Х111 вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.). В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию. Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Важное значение в истории Франции имело царствование Людовика IX. В середине XIII столетия Людовик IX (Святой) проводит важные реформы, цель которых - ослабление полновластия вассалов короля: судебную, военную. Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую назвали «парламентом». Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы (легисты), люди незнатного происхождения. Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью. Военная реформа установила «40 дней короля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Данная мера была дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы по незначительному поводу могли развязать междоусобную войну и королевская казна опять недо-считалась бы налогов, так как война в Средние века была делом дорогостоящим. В период сословно-представительной монархии во Франции большая часть городов находиласьна земле феодальных сеньоров, поэтому управление городами и суд находились в ведении сеньора VI/ или его агентов, В казну сеньора поступали налоги и сборы, большей частью произвольные, которые должны были платить города. Натуральные повинности крестьян переводятся в де нежные. Не расставаясь с прямым насилием, с внешнеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами экономического стимулирования крестьянина. Так возникают цензивы. Цензива - новая форма крестьянского феодального землевладения. Обрабатывающие цензиву крестьяне могли по своей воле переходить с места на место (в том числе уходить в город). Цензива свободно могла передаваться по наследству, ее можно было продать, но с тем условием, что новый хозяин будет нести те же повинности. За цензиву уплачи вался твердый ежегодный денежный взнос (ценз).Во времена феодальной раздробленности монар-хи неохотно прибегали к созыву широких представи-тельных собраний дворянства и духовенства. Монархже нередко превращался в пленника этих собраний.Сами сословия стремились к обсуждению полити-ки. Во Франции возникло такое представительноеучреждение, как Генеральные штаты. Получив именное приглашение короля, графы, герцоги и выс-шие служители церкви являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальные дво-ряне были представлены выборными депутатами.Третье сословие было представлено городским пат-рициатом. В одних случаях это были выборные лица,в других - назначенные королевскими чиновниками.Каждое из трех сословий по утвержденному королем регламенту заседало и голосовало отдельно от дру-гих. Оно имело один голос (из трех). Сходство инте-ресов дворянства и духовенства обеспечивало им пре-обладание. Крестьяне не были представлены, так как они не входили в состав феодальной лестницы. Высшим слоем французского феодального класса являлись герцоги и графы, бывшие вассалами самого короля. С распадом Франции на уделы они сделались независимыми господами в своих землях. Ниже их - вассалы второй ступени - «бароны». Они «держали» свои земли от герцогов и графов. Еще ниже были мелкие дворяне - рыцари. Вассал обязан был в пользу сеньора ежегодной военной служ-бой, участием в суде и совете сеньора и денежнойпомощью в некоторых особых случаях (например,когда сеньор оказывался в плену и нужно было еговыкупить). Вассальные отношения закреплялись пра-вилом: «Вассал моего вассала - не мой вассал».Феодально зависимое крестьянство Францииделилось на две основные группы: серверов и вил-ланов.Положение серверов и их повинности не былиточно определены и могли изменяться по произво-лу помещика. Их можно было продать с землей и безземли. Всякий раз, продавая что-нибудь, серверспрашивал разрешения господина. Сначала сервыподразделялись на поземельные и личные. Средипоземельных повинностей выделяются барщинаи талья - особый налог, размер которого не былточно установлен. Существовали также и многочис-ленные подати натурой - зерном и скотом. Личныеповинности: обязанность за особую плату молотьзерно на господской мельнице, продавать только нагосподском рынке и т. д.Положение вилланов было строго регламентиро-вано. Они платили поземельную ренту - чинш. Помимо нее, существовали еще шампар и талья.Шампар представлял собой подать из части уро-жая. Все эти повинности были более или менееопределенными. Барщина виллана не превышалаобычно 10 дней в году. От многих личных повинностей он был свободен.сферой своей деятельности. В то время она созда-вала серьезный противовес государству и вынуж-дала его постоянно идти на компромиссы.В это же время развернулась острая политическаяборьба римского престола за отмену духовной инвеституры, т. е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как на-ложение интердикта, т. е. запрета совершать огослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлуче нию от Церкви «провинившегося» монарха. Самой радикальной мерой было предание монарха анафеме. Средневековые города также сыграли свою роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев - и за экономическую автономию. Учитывая быстрорастущий экономический и политический потенциал городов, европейские монархи, особенно в XIXIII вв., искали у них политическую поддержку и финансовую помощь. Интересы короля и городов во многом совпадали. Король хотел единства страны и ограничения власти вассалов. Того же хотели города. Политическая автономия городов в Средние века достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. городские общины, приобретавшие статус коммуны.