logo search
11 кл_обществоведение

§1. Основной закон государства

Конституция и ее место в национальной правовой системе. Термин «конституция» (лат.constitutio — установление, устройство) известен с античных времен. Акты под таким названием издавали еще императоры Древнего Рима. В современном мире конституция — основной закон государства и общества, «закон законов».

Конституции могут быть приняты различными способами. Известны такие способы, как:

– «дарование» конституции монархом народу (это исторически первый способ принятия конституций);

– принятие конституции парламентом;

– принятие конституции специально созданным для этой цели органом — Учредительным собранием, Парламентской Ассамблеей;

– принятие конституции на референдуме — наиболее распространенный в современной практике государств и наиболее демократичный способ принятия конституции.

Конституция закрепляет основы государственного строя, определяет основные ценности государства и общества, а также гарантирует их защиту.

Как юридический документ Конституция обладает верховенством в системе права, т.е. имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам государства.

Конституция оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. Действие конституционных норм осуществляется как непосредственно, так и путем их конкретизации в других законодательных актах. В современных государствах активно утверждается идея прямого действия норм Конституции. Прямое действие Конституции означает, что в случае, когда еще нет законодательных актов, конкретизирующих определенную ее норму, данная норма может быть реализована непосредственно. Гражданин, права которого ущемлены, может в этом случает прямо обратиться в суд на основании конституционной нормы, закрепляющей то право, которое было нарушено. Прямое действие конституционных норм имеет важное значение и при разрешении противоречий между Конституцией и каким-то конкретным законом. В этом случае действуют нормы Конституции как документа высшей юридической силы.

Важно, чтобы Конституции быть присуща стабильность. Устойчивость основ конституционного строя является залогом успешного развития общества. Стабильность Конституции обеспечивается особым порядком внесения в нее изменений и дополнений. Конституция Республики Беларусь относится к так называемым «жестким» конституциям. Четыре ключевых ее раздела – «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» – могут быть изменены только путем референдума.

Конституция подлежит особой охране. Все государственные органы и должностные лица обязаны строго соблюдать Конституцию. Главным гарантом Конституции нашей страны является Президент Республики Беларусь.

С целью особой охраны Конституции функционирует Конституционный Суд. Это орган, который следит за тем, чтобы нормативные правовые акты соответствовали Конституции страны.

Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе. До декабря 1991г. Беларусь входила в состав СССР. В то время действовала Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики, принятая в 1978 г. Верховным Советом БССР (вспомните из курса истории Беларуси годы принятия Конституций БССР. С какими историческими событиями они были связаны?).

С начала 90-ых годов в стране происходят кардинальные преобразования, направленные на становление демократии, осуществление прав человека, проведение рыночных реформ. Данный исторический период насыщен разнообразными и очень важными событиями в жизни белорусского государства.

Основным документом, который знаменовал начало нового периода в жизни Беларуси, была Декларация о государственном суверенитете, принятая 27 июля 1990 г. Декларация закрепляла все признаки суверенного государства: гражданство, собственные Вооруженные Силы, право собственности народа на природные ресурсы республики, собственную кредитно-финансовую и денежную систему, налоговую и таможенную службы. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» (1991 г.) четко осветил вопросы осуществления государственной власти в суверенной стране.

В этот период не только Беларусь, но и другие республики СССР объявляли о своей независимости. Вместе с тем существовали мощные политические силы, которые хотели сохранить СССР. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу сохранения СССР как обновленной федерации суверенных республик. В референдуме приняли участие 83% населения, за сохранение СССР проголосовало 82% граждан, которые участвовали в голосовании. Однако результаты референдума не смогли предотвратить распад Советского Союза.

Перед Республикой Беларусь, ставшей самостоятельным государством, встал вопрос о разработке новой Конституции, которая бы отразила произошедшие перемены, определила цели и приоритеты дальнейшего развития. Была образована конституционная комиссия, в которую вошли более 70 человек (депутаты, ученые, специалисты в области права). В парламенте того времени – Верховном Совете – шло бурное обсуждение каждой статьи Конституции. 15 марта 1994 г. Верховным Советом была принята Конституция Республики Беларусь. В ней впервые в истории нашей страны был введен институт президентства, реализована современная модель прав человека, отвечающая международным стандартам.

Шли важные процессы преобразований и на международном уровне. Многие политические деятели государств, образовавшихся в результате распада СССР, стали ясно понимать, что те экономические связи, которые существовали ранее, во многом обеспечивали нормальное функционирование экономики. Разрывать эти связи было просто губительно. Помимо этого, и вопросы борьбы с преступностью, и насущные задачи обороны молодых государств нельзя было успешно решить без соответствующих соглашений. Для решения подобных вопросов руководители России, Беларуси и Украины 8 декабря 1991 г. заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В 1996 г. Президент и депутаты Верховного Совета предложили для народного голосования проекты по внесению некоторых изменений в Конституцию, принятую в 1994 г. Референдум состоялся 24 ноября 1996 г. За проект, предложенный Президентом, проголосовало более 70% населения. Данными изменениями были уточнены полномочия органов различных ветвей власти.

Следующее изменение Конституции состоялось на референдуме 17 октября 2004 г. Из Конституции было исключено положение, запрещающее одному лицу избираться Президентом страны более двух сроков. В референдуме приняло участие почти 90% граждан, из них более 77% поддержали предложение об изменении Конституции.

Итак, конституционное развитие в период становления Беларуси как суверенного государства было непростым. Тем не менее, сегодня Республика Беларусь является государством, которое имеет не только высокий промышленный, сельскохозяйственный, научный, кадровый потенциал, но и устойчивую, достаточно эффективную политическую систему. Найден конструктивный баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. Успешно реализуются многочисленные Государственные социально-экономические программы, направленные на оказание поддержки многодетным семьям, молодежи, развитие всех отраслей экономики. Стабильное развитие общества и государства обеспечивается повседневным трудом граждан Беларуси, вкладом каждого в процветание родной страны. Под это развитие подведена прочная правовая база.

Конституция – правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституция занимает особое положение в правовой системе государства. Она выступает системообразующим документом для всего законодательства страны. Данное свойство Конституции отличает ее от других законов. Оно выражается в том, что Конституция содержит нормы-принципы, исходные начала основных отраслей и институтов права. Одновременно Конституция является юридическим фундаментом для нормотворческой деятельности органов государственной власти. Она разграничивает их нормотворческую компетенцию, регламентирует нормотворческие процедуры, определяет виды нормативных актов и их соотношение по юридической силе. Благодаря этому Конституция выступает основой систематизации законодательства.

В Конституции закреплены общие основы жизни общества и государства, статус личности, механизм осуществления государственной власти. Тем самым Конституция определяет построение правовой системы государства. Нормы Конституции развиваются и конкретизируются в различных отраслях права, каждая из которых охватывает определенную область общественных отношений, деятельности людей.

Конституция, занимая ведущее место в системе права государства, задает ориентиры для всех отраслей права. Например, определяя формы собственности (государственная и частная), конституционные нормы тем самым устанавливают принципы гражданского права, финансово-кредитной системы; закрепляя систему органов государственной власти, Конституция направляет также развитие административного права и т.д.

Многие нормы Конституции детализируются в соответствующих отраслях права. Так, конституционное право на труд конкретизируется в разнообразных нормах трудового права; принципы отправления правосудия получают свое отражение в уголовном и уголовно-процессуальном праве; основы жилищной политики и право на жилище — в жилищном праве. Тем самым происходит тесное взаимодействие и взаимовлияние норм Конституции и других отраслей права.

Конституция – не просто юридический документ. Для каждой страны принять конституцию означает выбрать общую правовую модель общества, определить политические и идеологические основы ее жизни. Идеология белорусского государства – это совокупность идей, взглядов, представлений о целях развития белорусского общества и путях достижения этих целей. Идеология белорусского государства нацелена на объединение всех сил и движений ради построения сильной и процветающей Беларуси. Важнейшие положения государственной идеологии закреплены в Конституции.

Конституция выражает определенный итог предшествующего развития данного общества и определяет перспективы его дальнейшего развития. С этим связана двойственность задач Конституции как общей базовой правовой модели общества.

С одной стороны, Конституция должна быть реальной, отражать общепринятые ценности и сложившиеся отношения в обществе и государстве, обеспечивать преемственность их исторического развития. С другой стороны, Конституция должна предложить обществу цели и идеалы, программные положения, очертить ориентиры развития общества и государства на перспективу. В связи с этим некоторые люди считают нормы Конституции декларативными, полагая, что в ней записано то, что должно быть, а не то, что есть на самом деле. Однако это не так. Жизнь не стоит на месте, и в основном законе страны предусматривается то, что еще предстоит сделать в плане совершенствования организации нашей жизни. Реализуя нормы Конституции и достигая повседневным трудом тех целей, которые в ней сформулированы, общество стабильно развивается по пути прогресса, справедливости, гуманизма.

Вопросы и задания:

  1. Назовите способы принятия Конституции. Каковы, по вашему мнению, достоинства и недостатки каждого из них?

  2. Когда была принята ныне действующая Конституция нашей страны? Охарактеризуйте основные вехи конституционного развития Республики Беларусь.

  3. Охарактеризуйте место Конституции в национальной правовой системе.

  4. Каким образом в Республике Беларусь обеспечивается охрана Конституции? Прочитайте статью 116 Конституции Республики Беларусь (см. раздел «Документы и материалы»), ответьте на вопросы.

  5. Когда была принята Декларация о государственном суверенитете? Проанализируйте текст этого документа (см. раздел «Документы и материалы»), ответьте на вопросы.