logo search
Рихтер А

Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания

Регулирование и контроль телерадиовещания

Лицензирование и ограниченный ресурс частот

Государственные, общественные и частные вещатели

Врезка. Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт Украины

Порядок лицензирования вещателей в России

Приостановление действия и аннулирование лицензии

Кабельное телевидение

Приложение. Сообщение МПТР России о проведении очередного конкурса 27 марта 2002 года

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД

Равные права кандидатов

Практика регулирования кампаний в США

Российское избирательное право

Группа А, группа Б и группа В

Порядок агитации

Содержание агитации

Ответственность СМИ и журналистов

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Отличия физической собственности от интеллектуальной

Из истории авторского права

Врезка. Авторское право австралийских аборигенов

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

Автор произведения

Правомерное использование произведений

Служебные произведения

Авторское право на интервью

Авторское право на новостное сообщение

Авторские права на программу телепередач

Смежные права

Ответственность

Международные конвенции о защите авторского права

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ

Реклама и свобода массовой информации

История принятия Федерального закона «О рекламе»

Общие положения Закона «О рекламе»

Особенности рекламы в радио- и телепрограммах

Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг

Защита интересов детей

Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя

Зарубежный опыт регулирования рекламы

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава IX. ОГРАНИЧЕНИЯ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СМИ ЭРОТИЧЕСКОЙ И ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Нормы действующего федерального законодательства

Законодательство субъектов РФ

Проект федерального закона о защите нравственности

Правовое регулирование порнографии в США

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава X. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Является ли Интернет средством массовой информации?

Статья об «иных СМИ»

Информационная безопасность

Правовое регулирование содержания сообщений

Нарушения авторского права

Нормативное регулирование

Обеспечение доказательств

Принудительное саморегулирование

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава XI. ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Основные принципы и понятия

Опровержение

Право на ответ

Моральный вред

Деловая репутация

Извинение

Презумпция невиновности

Факт и мнение

Клевета и оскорбление

Освобождение от ответственности

Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»

Решения Европейского суда по правам человека

Приложение. Опровержение

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава XII. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ

Гарантии неприкосновенности частной жизни

Защита общественных интересов

Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство

Скрытая запись

Согласие на распространение сведений

Защита частной жизни в США

Закрепление прочитанного материала

Литература

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАЧЁТА

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

в раздел библиотека

ВВЕДЕНИЕ

Курс по изучению правового регулирования деятельности средств массовой информации предназначен для студентов факультетов и отделений журналистики университетов и других высших учебных заведений России, овладевших основами теории журналистики и других фундаментальных дисциплин. Он должен следовать за курсом по основам российского права.

Цель курса – раскрыть сущность и роль массово-информационного права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации (СМИ), а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций средств массовой информации, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.

В рамках курса излагаются основные принципы регулирования вопросов свободы слова и печати, нормы, институты и судебные дела в сфере массово-информационного права в России и в странах Запада. Программа включает 12 тем и рассчитана на 36 академических часов лекционных занятий.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года (далее – Закон о СМИ), устанавливает гарантии и границы свободы массовой информации в стране, формулирует основные понятия для последующих законодательных актов, регулирующих сферу СМИ, являясь для них базовым. Закон определяет средство массовой информации как «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации». Главными достижениями Закона о СМИ стали запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от партийно-государственной машины газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей. Этот закон определил процедуру создания и прекращения деятельности СМИ, круг прав и обязанностей журналистов, характер взаимоотношений редакций с гражданами и организациями.

В годы, прошедшие после принятия этой своего рода «конституции» для СМИ, Государственная Дума, Президент и Правительство РФ издали целый ряд других законодательных актов, составивших ткань российского права о средствах массовой информации. Речь идёт о примерно двадцати законах и десятках указов и постановлений, имеющих отношение к журналистской деятельности. Они охватывают сферы авторского права, проведения предвыборных кампаний, рекламы, государственной тайны и др. Процесс законотворчества в области масс-медиа не завершён, в законодательстве остаются незаполненные лакуны, наиболее явными из которых являются регулирование отношений в сфере телерадиовещания, а также доступа к информации.

Появление отечественного законодательства о СМИ породило ряд проблем, связанных с отсутствием традиций и опыта его применения, низкой правовой культурой как журналистов, так и общества в целом.

Знание права, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедуры, тенденций, наконец, собственных прав и обязанностей значительно облегчает профессиональную деятельность работника СМИ, предотвращает нарушения законодательства, которые наносят ущерб не только журналисту и редакции, героям статей и репортажей, но и тысячам читателей и зрителей.

В учебнике большое внимание уделяется тому, как осуществляется правовое регулирование журналистики за рубежом. Знание основ западного права о СМИ важно для понимания демократических тенденций правового регулирования масс-медиа, так как разрабатываемые в России законы нередко лишь переносят на отечественную почву то, что накопили и опробовали страны Запада. Знание западного права имеет также значение в связи с тем, что с 1996 года Российская Федерация является членом Совета Европы и поэтому должна привести своё внутреннее законодательство в соответствие с требованиями и нормами этой международной организации.

Скептически настроенный студент скажет, что законы в нашей стране далеко не всегда исполняются. И он будет прав. Но ситуация обязательно должна измениться. Характерной чертой развитого правового государства является то, что отношения между его гражданами регулируются не силой оружия (как это было в Чикаго 1920-х годов или как происходит в современной России), а контрактом, силу которого подтверждает суд: так проще, спокойнее и безопаснее для всех. Суд же выносит свои решения, исходя из буквы и духа закона.

Правовые основы журналистской деятельности в России созданы. Журналист обязан уже сегодня знать свои права, приучать себя и других подчинять свои действия верховенству закона, популяризировать принципы правового государства. Иного не дано, и наша общая задача – приблизить день, когда существующие нормы начнут работать в полной мере.

Вот почему профессионально подготовленный журналист должен в совершенстве овладеть основами права о СМИ.

Кроме настоящего учебника при изучении дисциплины необходимо обращаться к следующим изданиям:

1.        Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред.-сост. А.Г. Рихтер: Научно-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999. В книге собраны все российские законы, регулирующие те или иные стороны функционирования средств массовой информации (по состоянию на 1 июля 1999 года). Она включает в себя также подробный комментарий к ситуации с правовым регулированием СМИ в России, написанный одним из составителей Закона РФ «О средствах массовой информации» доктором юридических наук профессором М.А. Федотовым.

2.        Законодательство о средствах массовой информации: Учебно-практические материалы / Ред.-сост. А.Г. Рихтер. М., 1999. Книга является хрестоматией по изучаемому курсу. В ней приведено большинство из рекомендованных для прочтения материалов. Все они разбиты по темам программы.

3.        Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии (сравнительный анализ) / Пер. с англ.; 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. Книга представляет собой осуществлённый в Фонде защиты гласности перевод издания международной правозащитной организации «Артикль 19», названной в честь 19-й статьи Всеобщей декларации прав человека. В 1993 году книга была опубликована на английском языке. Фактически она является подготовленным для ЮНЕСКО сравнительным исследованием состояния со свободой печати в одиннадцати развитых демократиях Запада. В книге есть главы, толкующие соответствующие положения Европейской конвенции о правах человека, законодательство о СМИ Европейского Сообщества. Хотя некоторые из приведённых в ней сведений устарели в связи с изменениями законодательства о СМИ в этих странах, книга служит полезным справочником по зарубежному праву.

4.        «Законодательство и практика масс-медиа» («ЗиП»). Ежемесячный журнал. Выпускается в Москве с 1994 года Институтом проблем информационного права (ранее – Центр «Право и СМИ»). В нём публикуются проекты законов, регулирующих деятельность организаций СМИ, комментарии к ним, аналитические материалы, другая полезная информация для журналистов и юристов. Журнал имеет несколько приложений, в том числе по регулированию СМИ в странах бывшего СССР.

Первое и четвертое из перечисленных изданий размещены в Интернете на веб-странице Института проблем информационного права (www.medialaw.ru).

После каждой главы данного учебника приводится литература для обязательного чтения, а также дополнительная литература.

Для прочного усвоения правовых знаний необходимо самостоятельно изучать тексты законодательных актов, юридических комментариев к ним, анализировать специальную литературу и публикации в периодической печати. Желающим расширить свои знания по теме рекомендуются книжные серии: «Журналистика и право» (издаваемая Институтом проблем информационного права) и «Журналистика и закон» (выпускается Фондом защиты гласности).

По прочтении учебника студенты должны усвоить источники правовых норм, содержание ключевых положений Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации, а также уметь защищать свои профессиональные права и популяризовать нормы правового демократического государства.

По завершении курса «Правовые основы журналистики» студенты сдают письменный зачёт по всему материалу. В конце книги приводятся вопросы, предложенные на зачётной работе в МГУ в 2001/02 учебном году.

Учебник составлен в соответствии с программой дисциплины «Правовые основы журналистики» для студентов факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений, включенной в 2000 году Министерством образования России как федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Журналистика».

В основе книги лежит курс лекций, прочитанный автором в 1997–2001 годах на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Большое влияние на содержание лекций и учебника оказали труды авторитетных специалистов в области права СМИ – М.А. Федотова, Ю.М. Батурина, В.Л. Энтина, Э.П. Гаврилова, И.В. Иванова и др. Их работы перечислены в библиографии. В учебнике использованы наработки Института проблем информационного права, статьи и материалы, опубликованные в издаваемых им журнале «ЗиП» и книжной серии «Журналистика и право». Ряд примеров, использованных для иллюстрации тем, взят из мониторингов нарушений прав прессы, которые ведут Фонд защиты гласности и Центр экстремальной журналистики. Многие взгляды на проблемы информационного права, изложенные в учебнике, возникли в результате их обсуждения с коллегами – Г.В. Винокуровым, Ф.Д. Кравченко, В.В. Чернышевым, Я.В. Скляровой, Н.А. Будариной, С.И. Шевердяевым, П.В. Сурковым, М.И. Савинцевой, М.В. Панярской. Важные советы по написанию учебника автор получил от преподавателей факультета журналистики МГУ – профессора Я.Н. Засурского, профессора Е.Л. Вартановой, доцента А.В. Раскина. Путеводителем по информационному праву западных стран послужили труды Монро Прайса, Герберта Терри, Дэвида Голдберга, Питера Круга, Вольфганга Кляйнвехтера, беседы и переписка с этими известными специалистами, коллегами и друзьями. При редактировании текста большую работу проделали Н.С. Морозова, а также редактор Издательства Московского университета Т.М. Ильенко. Всем им автор выражает свою искреннюю признательность.

Настоящее издание является первым учебником по правовым основам журналистики в России. Автор с благодарностью ознакомится с критическими комментариями специалистов и надеется учесть их в дальнейшей работе.