Кабельное телевидение
Ситуация с правовым регулированием компаний кабельного телевидения в России заметно отличается от описанной выше. Городская кабельная компания обычно занимается доставкой абонентам (т.е. потребителям её услуг) сигналов эфирных станций. Компания, обслуживающая кабельную сеть в жилом районе, как правило, входит в общегородскую систему кабельного телевидения, которая имеет необходимую техническую лицензию для доставки сигнала. Эта сеть была построена, скорее всего, за счет бюджетных средств и находится на балансе муниципального предприятия, даже если она передана во временное управление другим хозяйствующим субъектам.
Если кабельная компания создаёт свою собственную студию и занимается выпуском новостей или других передач, имеет своих дикторов, ведущих и так далее, то она должна получить свидетельство о регистрации средства массовой информации, а также иметь свою редакцию, устав и т.п. Ранее кабельным компаниям для осуществления своей деятельности требовалась только лицензия Минсвязи, затем и МПТР стало выдавать им лицензии – на вещание. При этом сразу же возникла проблема, связанная с нормой Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 1359. В соответствии с ним «ни одно юридическое лицо не может получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на две трети» (п. 13). В то же время почти все кабельные услуги – многоканальные, с их помощью одновременно распространяются десятки программ. Как ни странно, даже если компания не является вещателем, т.е. не занимается распространением оригинальных программ, ей необходимо получать лицензию на вещание. Более того, как сказано выше, для получения лицензии необходимо ещё и зарегистрироваться в качестве СМИ и вместе с заявкой на лицензию подать копию свидетельства о его регистрации.
На Западе кабельное телевидение имеет огромное значение. В Голландии и Бельгии 90–95% населения страны получают телевизионный сигнал по кабелю. В США примерно две трети зрителей являются абонентами кабельного ТВ (или КаТВ, CaTV). Высок процент распространения кабельного телевидения в Германии и в Скандинавских странах. Эти кабельные компании отличаются от российских прежде всего возможностями самого кабеля. Они позволяют смотреть не 6 или 8 телеканалов, а 40 или 50, причём эта возможность существует уже несколько десятилетий.
Кабельная компания обычно содержится за счёт абонентской платы. Сигнал кабельной компании значительно лучше по качеству, чем эфирный, из-за отсутствия помех, например в результате отражения сигнала от соседних домов. Кабель – наиболее удобное средство доставки сигнала, особенно на территории компактного проживания.
Особенность кабельных компаний и их правового регулирования заключается в том, что таким компаниям зачастую принадлежит монополия на обслуживание того или иного рынка. Как правило, конкретного потребителя может обслуживать только одна кабельная телекомпания, для распространения сигнала своей телекомпании на новом рынке её владелец должен иметь дело с фактическим монополистом. Например, жителей Нашвилла в США обслуживает кабельная компания «Виаком», которая проложила там свою сеть. Зритель не может сказать, что ему не нравятся услуги «Виаком», и потребовать подсоединить его к другой кабельной компании. Но и «Виаком» не может сказать, что не хочет обслуживать г-на Смита, потому что его дом стоит на отшибе или потому что он грубо разговаривает по телефону.
Причина монопольного положения объясняется, прежде всего, высокой стоимостью прокладки вдоль улиц кабельных сетей. По сравнению с ней стоимость подсоединения индивидуальных абонентов и стоимость самой доставки сигнала незначительны. Соответственно чем больше будет подписчиков, тем меньшее бремя расходов понесут кабельные компании. Для города важнее развивать кабельное телевидение, не вводя в чрезмерные расходы зрителей, чем создавать условия для конкуренции, которая вряд ли выгодна бизнесу. К тому же горожанам не придётся мириться с неудобствами из-за постоянно перекопанных для прокладки кабельных сетей улиц. Поэтому претенденту, на лучших условиях предлагающему горожанам оказание услуг кабельного ТВ, обычно предпочитают выдавать франшизу – право на использование земли для прокладки кабеля и обслуживание населения. Это право предоставляется по результатам конкурса и при соблюдении компанией определенных условий, обычно устанавливаемых муниципалитетом.
Эти условия, прежде всего, касаются вопросов тарифной политики, т.е. цен на последующие услуги. Государство либо муниципальные органы устанавливают тот верхний уровень, за который не могут выходить кабельные телевизионные компании, взимая плату со своих абонентов. Если кабельная компания предоставляет пакет из 16 каналов, то она не должна устанавливать за это плату, предположим, выше 10 долларов в месяц, а если из 30 каналов, то – 19 долларов и т.д. Раз компания – монополист, то государственный орган, исчисляя её расходы и доходы, устанавливает ей норму прибыли, которая составляет, допустим, 15%. В зависимости от этой нормы и определяется тот уровень тарифов, который вправе устанавливать оператор.
Второе важное условие касается предоставления доступа к кабельной сети производителей и распространителей программ. Если кабельная компания получает лицензию, то среди своих 16, 20, 50 или 60 каналов она обязательно должна включать в свой пакет 4, 5 или 6 каналов, которые оговорены во франшизе на распространение кабельных телевизионных услуг. К обязательным для распространения каналам в любой стране относятся программы общественного телевидения и местной телестанции. В некоторых странах в число обязательных входят и общенациональные частные каналы. Так, например, в США обязательному распространению подлежат программы сетей Эй-би-си, Си-би-эс, Эн-би-си и «Фокс». В Канаде эти же каналы – но уже как иностранные – также включены в обязательный пакет наряду с программами канадских вещателей. Все остальные свободные 30, 40 или 50 каналов каждая кабельная телекомпания распределяет так, как она считает коммерчески выгодным, т.е. таким образом, чтобы на её услуги подписывалось как можно большее число зрителей.
В России закон о кабельном телевидении существует лишь в одном субъекте федерации – в Москве. Этот закон был принят в 1998 году и содержит многие из правил, существующих в странах Запада. В частности, он признаёт городскую кабельную сеть субъектом законодательства о естественных монополиях (ст. 27) и предписывает, что никакому пользователю не может быть отказано в доступе к этой сети (ст. 19). В соответствии с этим законом Правительством Москвы утверждается перечень каналов эфирного телевещания, трансляция программ которых в случае их доведения до потребителя посредством сетей кабельного телевидения не подлежит ограничениям. Тарифы на предоставление потребителям телекоммуникационных услуг по приёму эфирного телевидения по общегородской сети кабельного телевидения регулируются Московской городской администрацией. Предусматриваются категории потребителей, использующих сеть на льготных основаниях (ст. 10).
По этому же закону оператор (кабельная сеть) не вправе контролировать содержательную сторону распространяемых программ или каким-либо другим образом влиять на их содержание. При этом оператор может отказаться от передачи программы или её части, содержащей информацию, противоречащую интересам сохранения государственной тайны, а также информацию, передача которой (в том числе в конкретных обстоятельствах либо в конкретном временном интервале) запрещена нормативными актами органов власти. В случае передачи вышеуказанной информации, повлекшей за собой нарушение законных интересов государства, его органов либо физических (юридических) лиц, и при условии, что оператор не был надлежащим образом информирован о содержании программы, ответственность несёт производитель программы (ст. 15).
Тот факт, что кабельная телекомпания является естественным монополистом, конечно, не означает, что все жители соответствующего городка обязаны подписаться на её услуги. Любой вправе установить индивидуальную антенну и таким образом принимать сигнал бесплатного эфирного телевидения.
Как уже было сказано, всё более широкое проникновение кабельного телевидения и радио, развитие спутникового телевидения, появление цифрового телевидения и Интернет-вещания ставят под сомнение справедливость для нынешнего этапа развития новых технологий концепции ограниченного ресурса, а вместе с ним и само право государства заниматься лицензированием вещания. Достаточно сказать, что уже много лет его по тем или иным поводам пытаются оспорить в американских судах. Государство осознаёт слабость своих позиций и вынуждено защищаться, выдвигая теперь на передний план принцип защиты общественных интересов от распространения информации безответственными вещателями. Так как о цензуре речь идти не может, то власти утверждают, что лицензирование и контроль за эфиром необходимы для поддержки общественно значимых программ, развития культуры и укрепления национальной идентичности, защиты интересов детей, воспитания подрастающего поколения и образования населения.
▲
Приложение
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека