Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
Важнейшим положением как Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», так и российского Закона «О средствах массовой информации» стала отмена цензуры в СМИ. В предыдущей главе уже было сказано о том, что отмена цензуры зафиксирована в статье 29 Конституции РФ. Но если сама Конституция была принята в декабре 1993 года, то эти законы – еще в 1990 и 1991 годах. Именно там (в ст. 1 Закона СССР о печати и в ст. 3 российского Закона о средствах массовой информации) и тогда была фактически отменена цензура. В течение месяца после принятия союзного закона главный цензорский орган в стране – Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР, который традиционно назывался Главлит5[5], был ликвидирован.
Другим важным положением является норма статьи 5 Закона РФ о СМИ о том, что всё законодательство страны о средствах массовой информации состоит из самого Закона и издаваемых в соответствии с ним общероссийских и региональных актов. Это предполагает невозможность отклонения всех других нормативных правовых актов от духа и буквы положений Закона 1991 года. «Базовость» Закона о СМИ заключается и в том, что в нём содержатся основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации. Кстати, это был один из первых отечественных законов, который имел отдельную статью (ст. 2) с формулировками используемых в его тексте понятий.
Первое из этих понятий, чрезвычайно для нас важное, – понятие средство массовой информации. По Закону средство массовой информации – это прежде всего форма: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Список СМИ в этой формулировке открытый, его составляющие объединены общей характеристикой: «форма периодического распространения массовой информации». Это означает, что если появляются новые технологии периодического распространения массовой информации, то нет необходимости менять формулировку. Данное определение указывает на то, что СМИ являются объектом, а не субъектом права. Субъектами же выступают: редакция, журналист, издатель и др. Это позволяет, например, сохранить СМИ при отказе учредителя продолжать выпускать его в свет.
Под информацией закон понимает любые сообщения и материалы. Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Даже если то или иное издание нельзя купить в киоске в зоне его распространения, должна быть потенциальная возможность для всех желающих на него подписаться. Доступность для неограниченного круга лиц к тому или иному СМИ предполагает и доступность его цены для аудитории. Периодичность выхода СМИ в свет определена в той же статье 2 Закона о СМИ – «не реже одного раза в год». При этом СМИ должно оставаться узнаваемым: иметь постоянное название, нумерацию, быть однотипно оформленным, но при этом не повторяться по содержанию. Массовая информация распространяется через СМИ, что подразумевает обязательную продажу (подписку, доставку, раздачу) печатных изданий, трансляцию (вещание) теле- и радиопрограмм. Распространение массовой информации включает в себя понятие одновременности. Это означает, что сообщения СМИ должны быть доступны неограниченному кругу лиц приблизительно в одно и то же время. И наоборот, возможность части аудитории получать сообщения по прошествии времени, когда они уже потеряли свою актуальность и новизну (т.е. распространение во времени, а не в пространстве), не должно считаться распространением СМИ.
Другая важная формулировка Закона о СМИ – определение понятия журналиста. «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Главное здесь – связь с редакцией. Если кто-то считает, что пишет гениальные репортажи или стихи, рассылает их по редакциям, будучи уверенным, что газета или журнал их обязательно опубликует, это вовсе не значит, что он является журналистом, как и в том случае, если его материал издание всё же опубликует в разделе писем в редакцию. Но как только он становится связанным с редакцией любым договором (трудовым, авторским или др.), по которому обязуется редактировать, сочинять материалы, готовить фоторепортажи и т.п. – даже если обязательства по данному договору им не будут выполнены, – он всё равно считается журналистом. При отсутствии договора (например, у внештатных авторов и корреспондентов) достаточным признаком для признания лица журналистом является документальное доказательство его связи с редакцией (ссылка в выходных данных издания, удостоверение, выданное редакцией, и т.п.). Наличие или отсутствие принадлежности человека к категории журналистов чрезвычайно важно для признания за ним профессиональных прав и обязанностей, определённых в ст. 47 и 49 Закона о СМИ.
Как уже было сказано в главе I, Закон не даёт понятия учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем средства массовой информации может быть как физическое лицо, так и юридическое. Но учредителем не может быть человек, не достигший 18-летнего возраста; человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда; душевнобольной; организация, деятельность которой запрещена по закону; и, наконец, что очень важно, учредителем не может быть гражданин другого государства либо не проживающее постоянно в Российской Федерации лицо без гражданства, т.е. иностранцы. Но отсутствие такого права у иностранного гражданина не препятствует выступать учредителем иностранному юридическому лицу. В чём разница, в чём смысл такого неполного ограничения? Ясно, что если мистеру Смиту не разрешают в Москве учредить газету, то он создаёт компанию «Смит и компания» и учреждает ту же газету. При этом разница заключается в том, что документами, которыми располагает мистер Смит, являются только его паспорт и виза, и при определённых обстоятельствах его трудно будет найти и привлечь к ответственности, например при злоупотреблении свободой массовой информации со стороны учреждённого им СМИ. У «Смит и компания» с самого рождения возникает множество всякого рода регистраций, у неё есть банковские счета, а потому найти такую компанию регистрирующему или другому органу легче.
Наконец, под издателем Закон о СМИ понимает юридическое или физическое лицо (предпринимателя), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. По смыслу понятие «издатель» здесь ближе понятию «полиграфическое предприятие»; на Западе понятие «издатель газеты или журнала» фактически синонимично понятию «владелец». Закон 1991 года рассматривает функции издателя в узком смысле, что, видимо, обусловлено сугубо технической ролью издательств в советское время.
▲
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека