Содержание агитации
Избирательное законодательство запрещает злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации. И здесь для средств массовой информации есть два очень существенных момента (в этом отношении российские ограничения небесполезно сравнить с описанными выше правилами, существующими в США).
Во-первых, при проведении агитации запрещается пропаганда социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды, призывы к захвату власти, насильственному изменению строя и государственных границ, пропаганда войны и т.д. – знакомые формулировки из Конституции РФ и из Закона «О средствах массовой информации».
Во-вторых, в период предвыборной агитации практически во всех средствах массовой информации запрещается допускать обнародование материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации кандидатов (в том числе и обнародование достоверной информации!), если нет возможности распространить опровержение или другое разъяснение (ответ) от того кандидата, чью честь, достоинство и деловую репутацию унизили. Эта возможность должна быть предоставлена в то же время суток и в той же передаче, что и унижающая информация, а в печати – тем же шрифтом и на той же полосе.
Трудность выполнения данных условий заключается в том, что редактор до выхода материала в свет должен определить, несут ли те агитационные материалы, которые будут публиковаться в газете или звучать в эфире, элементы содержания, способные разжигать, например, расовую и национальную рознь. Он должен сделать это чрезвычайно быстро (в течение нескольких часов, иногда дней) и принять абсолютно безошибочное решение. Это сложно сделать, учитывая, что российские суды занимаются подобными делами месяцами, но так и не могут прийти к однозначному решению (содержало ли выступление, например, генерала А. Макашова призывы к национальной розни или нет, содержали выступления депутата В. Жириновского призывы к национальной розни и войне или нет и т.д.).
Примерно та же проблема возникает в связи со вторым ограничением: редактор должен выяснить, может ли тот или иной представленный кандидатом материал обидеть его противника. Редактор должен иметь в виду, что, если он пропустит такой материал в эфир или разрешит его публикацию, ему придётся предоставить место для ответа или опровержения со стороны второго кандидата. Заметим, что это не освобождает редактора от гражданской ответственности и иска в суд по статье 152 ГК РФ (см. гл. XI). Таким образом, за считанные часы нужно решить то, что суды решают в течение нескольких месяцев: является ли материал ущемляющим честь и достоинство другого кандидата.
Но даже если редактор предоставит место (эфир) для спорного материала кандидата и готов предоставить место для опровержения, он все равно может оказаться втянутым в неприятную для СМИ игру. Например, кандидат А. обвиняет кандидата Б. в совершении неких неблаговидных поступков; кандидат Б. требует и получает место для опровержения; опровергая материал кандидата А., он одновременно обвиняет его, предположим, в клевете; теперь уже кандидат А. требует предоставить ему место для опровержения информации кандидата Б. и утверждает, что на самом деле он не клеветал, а кандидат Б. просто мошеннически хочет заставить его оправдываться; Б. в свою очередь возмущается, и так возникает замкнутый круг... При этом они обмениваются упреками и оправдываются на глазах у кандидатов В., Г. и Д., которые требуют предоставить им такое же время и такую же площадь, чтобы они тоже могли вести свою предвыборную кампанию. Никакой здравомыслящий редактор, конечно, не будет «запускать» подобный механизм. Но в то же время если убрать из агитации свободную критику соперника, то это уже будет «полуагитация» или даже «недоагитация». Исчезнет допустимая по закону антиреклама, ведь в предвыборной борьбе говорят не только о том, за какие замечательные цели борется тот или иной кандидат, но, как правило, ещё и о том, что конкурент привёл страну (город, область) к краху.
Достаточно образованный и юридически грамотный редактор заметит, что в предложенном кандидатом материале есть элементы разжигания национальной розни или информация, которая может привести к тому, что его соперник обидится и потребует опубликовать опровержение. Он может предложить отредактировать этот материал, но именно предложить, а не потребовать, так как это будет ещё одним нарушением предвыборного законодательства – предвыборные материалы редактированию не подлежат. Более того, при обсуждении текста кандидат может согласиться убрать сомнительные слова и заменить их на другие (но делать это он не обязан), но может и вовсе отказаться редактировать материал. Тогда возникает следующая дилемма: редактор может не согласиться выпускать этот материал в эфир или публиковать в газете. Но в такой ситуации, пытаясь избежать одной беды (обвинения в злоупотреблении правилами ведения предвыборной агитации и распространении материалов, сеющих рознь и ущемляющих права других кандидатов), он попадает в ещё большую беду – под действие статьи 141 УК Российской Федерации («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав»). В соответствии с этой статьей такое правонарушение наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца; либо обязательными работами сроком от 120 до 180 часов; либо исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения (например, главным редактором или директором ТРК), наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав заключается в том числе в создании помех при проведении предвыборной агитации. Если прокуратура докажет в суде, по жалобе кандидата, что его агитационный материал не был пропущен в эфир (в печать) и свяжет этот факт с воспрепятствованием осуществлению его избирательных прав, то редактору в соответствии с этой статьёй УК грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Возникает ещё одна трудная ситуация, если редактор отказывает в распространении платного агитационного материала, поскольку такие материалы распространяются по договору (за деньги). Если же они не попадают в эфир или в газету, то это является нарушением договора, за которое полагаются серьёзные штрафные санкции. И здесь уже речь идёт о материальном ущербе, возместить который вправе потребовать представители кандидата. Скорее всего, суд согласится с ними.
▲
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека