Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
Наибольшее воздействие на процесс функционирования средств массовой информации государство оказывает, пожалуй, в период избирательных кампаний. Даже в самых либеральных обществах, там, где законодательная и исполнительная власти практически не вмешиваются в вопросы регулирования содержания массовой информации (например, в США), на время предвыборной кампании вводятся строгие правила, которые обязаны соблюдать все средства массовой информации.
Связано это с тем, что голосование является своего рода апофеозом демократии, чуть ли не единственным случаем, когда о ней можно говорить как о праве каждого реализовать свою политическую волю и путём выбора своих представителей в тот или иной орган власти участвовать в управлении государством.
Для того же чтобы этот выбор был осознанным, он должен быть основан на как можно более полной информации о кандидатах. Эта цель в свою очередь достигается через средства массовой информации. В данной ситуации ценности свободы слова и свободы массовой информации подчиняются праву граждан получить достоверные сведения о кандидатах на выборную должность. Такое временное нарушение баланса этих ценностей происходит в период предвыборной кампании практически в любой стране мира. Определённые ограничения редакционной независимости в период выборов касаются, прежде всего, электронных СМИ, оказывающих наибольшее влияние на настроение избирателей. Но и для предвыборных сообщений печатных СМИ существуют правила, отличные от обычных норм регулирования содержания.
В чем же состоит главная обязанность средств массовой информации в период предвыборной кампании? Прежде всего, это соблюдение равных прав кандидатов на доступ к избирателям через средства массовой информации. Права эти в странах Запада в основном заключаются в следующем: право на получение равного объема эфирного времени (реже – газетной площади); право на равную частоту обращений к избирателям через средства массовой информации; равное право на время суток, когда агитационный материал выходит в эфир (и, следовательно, на размер потенциальной аудитории). Наконец, это равные расценки при расчёте за использование времени и площади.
Все эти четыре элемента важны и составляют суть равных прав кандидатов. С объёмом всё просто: если кандидат А. хочет купить час на канале X., то и кандидаты В. и С. должны иметь право купить на этом же канале час времени. Если кандидат С. впоследствии покупает ещё десять минут, то, следовательно, кандидаты А. и В. также имеют право купить ещё по десять минут. Если же кандидат А. покупает вместо десяти минут пятнадцать, то остальные два кандидата также получают право на дополнительные пять минут и т.д. Иначе говоря, если телевизионная компания даёт одному кандидату час, то столько же времени должно быть предоставлено и второму, и третьему, и четвертому кандидатам. Она не имеет права отказать им, сославшись на нелюбовь к тем или иным политикам, партиям и политическим течениям или на уже сформированную сетку вещания, на обязательства перед рекламодателями и производителями программ. В этом заключается равенство по объёму вещания. Эти же правила применимы и к печатным СМИ.
Равенство по частоте и времени выхода в эфир на практике означает следующее. Если кандидат А. получает час, который разделится на четыре части по пятнадцать минут в субботу и воскресенье в течение двух недель перед днём голосования, а кандидату В. говорят, что он тоже получит час, но это будет в четыре утра в понедельник за месяц до голосования, то, естественно, равные права при этом соблюдены не будут. Если один кандидат получает эфир в «прайм-тайм», то и другой должен получить его в «прайм-тайм». Если один кандидат просит время с трёх до четырёх часов дня, чтобы обратиться к домохозяйкам, то и другой имеет право получить именно это время. Если же он получит время с семи до восьми вечера, когда его увидит большая часть зрителей, то и первый кандидат вправе потребовать время с семи до восьми. Если кандидат А. получает час времени, который разделён на тридцать эфиров по две минуты, а кандидату В. тоже дают час, но при условии, что он выступит перед аудиторией один раз, т.е. всё время использует сразу, то принцип равенства нарушается. Второй кандидат имеет право потребовать также разделить этот час на тридцать эфиров по две минуты.
Наконец, если первый кандидат платит за час эфира 10 тыс. долларов, то второй тоже должен получить час за 10 тыс. долларов. Если же он получает его за 9 тыс., то первому должны вернуть тысячу, а если за 12 тыс., то первый имеет право потребовать, чтобы ему вернули «лишние» две тысячи. Если же первый кандидат получает один час за 10 тыс. долларов, а у второго кандидата нет такой суммы, то считается, что он не смог воспользоваться равным правом на доступ к избирателям через средства массовой информации. И хотя в одних странах существует практика бесплатного предоставления эфира кандидатам, а в других (например, в США) предлагают такую практику внедрить, необходимо помнить, что в большинстве стран телерадиоэфир платный. Таким образом, при отсутствии у кандидата средств на ведение предвыборной агитации через СМИ формально принцип равенства нарушен не будет.
▲
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека