Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
В России до сих пор нет закона, который регулировал бы сферу теле- и радиовещания. Такой закон разрабатывался ещё в конце 1980-х годов, существовало несколько его вариантов, но все они либо не могли пройти парламент, либо отклонялись Президентом РФ. Последний из этих законопроектов был принят в первом чтении в 1997 году, но в 2000 году, так и не пройдя второго чтения, был возвращён к состоянию первого чтения и отклонён Государственной Думой. Это означает, что теперь должна быть разработана его новая концепция и представлен другой текст. К середине 2002 года ни новой концепции, ни нового текста законопроекта не существовало.
Регулирование электронных средств массовой информации сопряжено с решением целого ряда специфических проблем. В чём состоит главная из них? Из всех СМИ наиболее действенным, наиболее важным как для общества, так и для органов власти является, конечно же, телевидение. Это самое влиятельное, оперативное и доступное для населения средство массовой информации. В отличие от прессы телевидение бесплатно, телевизионные выпуски новостей и общественно-политические программы популярны, их регулярно смотрит большинство жителей страны, телепередачи обсуждаются в гораздо большей степени, чем газетные или журнальные статьи, не говоря уже о радиопередачах. Эффект, производимый телевидением на аудиторию, огромен. Поэтому многое в обществе зависит от того, кто будет контролировать телевидение. Для сохранения или изменения баланса сил в любой стране мира чрезвычайно важно, будет ли контролировать телевидение президент, правительство, парламент или общественные органы.
Естественно, что и в Российской Федерации Президент желает, чтобы телевидение контролировали его Администрация либо Правительство. Сначала законодатель хотел предоставить это право исключительно самому себе как выразителю интересов народа; на каких-то этапах думали о привлечении в органы контроля за телевидением представителей общественности – концепция законодательного регулирования телерадиовещания неоднократно менялась. Неизменным осталось лишь то, что до сих пор в нашей стране эта сфера законом так и не регулируется. Вследствие этого телерадиовещание «благополучно» регулируется указами Президента РФ и постановлениями Правительства. В отсутствие специального закона, которому указы и постановления должны соответствовать, эти акты создают самостоятельную, хотя и весьма шаткую законодательную базу.
Как уже было сказано, закон о телевидении и радиовещании создавался в конце 1980 – начале 1990-х годов одновременно с Законом о средствах массовой информации. Так как предполагалось, что Закон о СМИ станет базовым для всех масс-медиа, то в нём были записаны и основные положения о том, как будут регулироваться телевидение и радиовещание. В результате появилось пять статей, в которых говорилось о создании Федеральной комиссии по телерадиовещанию, об осуществлении лицензирования именно этой комиссией, о недопустимости помех в эфире и сроках хранения материалов радио- и телепередач (ст. 30–34). О полномочиях Федеральной комиссии по телерадиовещанию сказано также в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст. 14). Хотя оба закона действуют уже несколько лет, эта комиссия так и не была создана, прежде всего, потому, что закон о телевидении и радиовещании не вступил в силу. Следовательно, статьи о комиссии по телерадиовещанию являются «мёртвыми», т.е. фактически они не работают и, возможно, никогда работать не будут.
Контроль над телерадиовещанием воплощается, прежде всего, в лицензировании. В чём природа лицензирования? По своей сути это – выдача органами исполнительной власти разрешения определённому кругу лиц или организаций заниматься той или иной деятельностью и контроль с их стороны за использованием этого разрешения. Лицензированию в России, как и в других странах, подлежат многие сферы деятельности. Например, для того чтобы преподавать журналистику, вуз должен пройти государственную аттестацию и получить лицензию на занятие образовательной деятельностью. Наличие такой лицензии означает, что государство разрешает конкретному вузу заниматься преподаванием журналистики и выдавать соответствующие дипломы о высшем образовании. Для того чтобы получить такую лицензию, вуз должен доказать, что у него имеется достаточное количество опытных преподавателей, работает большой процент кандидатов и докторов наук, профессоров, издаётся научно-методическая литература, есть помещения, оборудованные для занятий, необходимые технические средства обучения и т.д. В этом случае государственный орган выдаёт вузу лицензию. Для того чтобы, скажем, убирать двор в этом вузе, лицензия не нужна, такой деятельностью можно заниматься без лицензии, просто наняв дворников. Лицензия не нужна также и для того, чтобы редактировать и издавать газету. Государство не вмешивается в эту сферу и не говорит, кто вправе (в силу квалификации, опыта, образования) редактировать газету, а кто нет.
Лицензии необходимы для занятия многими видами работ и услуг, например всеми видами фармацевтической, медицинской и ветеринарной деятельности; производством, торговлей и ремонтом вооружения и военной техники; нефтегазодобычей и т.д. То есть имеется целый ряд видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Так говорит основной закон, регулирующий порядок выдачи лицензий в России, – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 года.
Важно понимать отличие между лицензированием телерадиокомпаний и регистрацией средств массовой информации. Как уже говорилось выше (см. гл. I, II), регистрация является обязательной для средств массовой информации, но она фактически носит уведомительный характер. Заявитель подаёт необходимые сведения, никто не тратит времени на их проверку, никто не делает запросов в компетентные органы, действительно ли заявитель проживает по указанному в заявлении адресу и действительно ли он в состоянии издавать газету. Заявление о регистрации оценивается лишь по тому, что в нём написано, заявитель платит незначительный взнос и получает право на учреждение средства массовой информации. Этим средством массовой информации может быть как газета (журнал), так и телерадиопрограмма. После регистрации, если заявитель хочет издавать газету, он договаривается с издателем, если же собирается заниматься телерадиовещанием, он должен пройти процедуру лицензирования.
Один важный признак объединяет регистрацию и лицензирование в СМИ – это то, что, по сути, если СМИ не нарушает закона, и то и другое даётся ему навечно. В большинстве стран существует система, при которой в случае, если вещатель грубо не нарушает законодательство, он может пролонгировать свою лицензию бесконечно долго, перепродавать или уступать её. Те, кто получили лицензии ещё в 1940-е годы в США или в 1980-е годы в Западной Европе, пользуются выделенными тогда частотами до сих пор, и будут пользоваться ими ровно столько, сколько будет действовать принцип лицензирования телерадиовещания. Причём процедура продления лицензии свелась (по крайней мере, в США) к необходимости раз в несколько лет отправлять заполненную по определённой форме почтовую открытку в адрес лицензирующего органа.
Фактически после конца 1940 – начала 1950-х годов в США и с 1990-х годов в Западной Европе новые частоты не появляются и новые лицензии не выдаются: рынок уже поделен. Действительно, откуда там возьмётся новая частота? Это в России происходит демилитаризация и конверсия, это в России до недавнего времени не было коммерческого вещания, не было серьёзного учёта свободных частот. Только сейчас эти частоты заполняются, но при нынешних темпах развития коммерческого вещания в России новых «вакансий» лет через десять уже не будет. Поэтому то, как процесс лицензирования происходит сейчас, определит телевизионную картину в РФ на ближайшие десятилетия.
Необходимо заметить, что законодательство о телерадиовещании в любой стране мира принципиальным образом отличается от законодательства о прессе, хотя объекты регулирования – электронные и печатные СМИ – имеют много общего. Законодательство о телерадиовещании, как правило, не использует таких понятий, как «журналист», «редактор», «аудитория», «цензура» и т.п., а носит более «технический» характер, оперируя словами «лицензиат», «работник телерадиокомпании», «ответственный за выпуск», «абонент» и т.д. Такое выхолащивание социальной значимости вещания для обеспечения свободы слова и информации можно объяснить всё той же заинтересованностью властей в подчинении им столь эффективного средства общественного контроля при кажущемся невмешательстве в осуществление конституционных прав на свободу поиска и распространения информации.
▲
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека