logo search
гму / шпоры

Государственное регулирование развития предпринимательства в рф.

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики1. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах,  иных правовых актах. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство  вмешательству рознь. В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона. В связи с этим можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.  Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных,  региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

  1. Государственное регулирование рынка труда в России.

Формы государственного регулирования рынка

труда:

1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.

Прямое участие государства в управлении рынком труда и трудовыми отношениями широко распространено в государственном секторе экономики.

Законодательно-нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработную плату дисциплину труда, материальную ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Государство должно регулировать занятость и безработицу на рынке труда.

Безработица - положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица — невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации. Фрикционная безработица - безработица из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Застойкая безработица - невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую (требуемую рынком) специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше. Скрытая безработица - невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него. При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора. Такими условиями могут быть льготное

налогообложение предпринимателей, упрощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент и др. Кроме того, еще один из методов борьбы с безработицей - переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям, востребованным на рынке труда, и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена Государственная Единая служба занятости. Служба занятости осуществляет следующие функции:

1) регистрацию безработных и вакантных мест;

2) трудоустройство безработных и лиц, желающих поменять место работы;

3) изучение спроса и предложения рабочей силы;

4) профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку безработных;

5) выплату пособий.

  1. Государственный сектор экономики: состав, порядок регулирования, тенденции развития.

Специфическим инструментом воздействия на экономику служит государственный сектор. Его специфичность обусловлена тем, что, во-первых, данный сектор сам является объектом государственного регулирования, а во-вторых, он в значительной степени формирует экономический потенциал государства, обеспечивающий его воздействие на хозяйственную жизнь общества.

Государственный сектор в реальной экономике представлен прежде всего хозяйственными предприятиями. Государственный сектор в экономике характеризуется также наличием разведанных полезных ископаемых, запасами продовольствия, а также объемом пакетов акций, долей на финансовом рынке.

Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся

отраслях и видах производства; аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов к расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой

активности; развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров; интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных организаций. Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества

остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования.

Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится от этого менее значимой.