Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России.
В настоящее время в России существует необходимая система управления чрезвычайными и конфликтными ситуациями. Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий между лицами или группами лиц, учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.
Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях ЧС является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов. Часто возникает путаница при решении вопроса, чем должно заниматься то или иное учреждение. Это приводит к дублированию работы в одних областях и бездействию в других. Однако традиционные подходы к управлению в условиях ЧС, как показывает опыт их использования, приводят к неудовлетворительным результатам.
При сложной и изменчивой внешней среде структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной. Они должны быть приспособлены к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.
В системах управления в условиях ЧС реализованы два взаимоисключающие принципа: единоначалие и распределенные полномочия и ответственность. Руководитель несет персональную ответственность за состояние дел. Однако в работе штаба, в котором решаются вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития ЧС, реализуется принцип распределенной ответственности. В штабе создаются условия для необходимых согласований и консультаций для устранения неизбежных конфликтов и разногласий. Это обеспечивает минимальное вмешательство первых лиц в оперативную деятельность руководителей нижестоящих уровней.
Организационная структура в условиях ЧС должна быть структурой с локальной автономией и глобальной координацией. Ее различные элементы участвуют в установлении целей и задач и совместными усилиями добиваются их реализации.
Успешность деятельности руководителей по выработке управленческих решений зависит от уровня их осведомленности. При слабой осведомленности прибегают к методам экспертных оценок. При большей осведомленности используют количественное прогнозирование, моделирование и оптимизацию.
Стратегия гибкости, необходимая в условиях ЧС, ориентирована на принятие эффективных мер в широком спектре возможных неблагоприятных изменений. Подчеркнем отличие этой стратегии от стратегии непосредственной реакции на конкретное возмущение.
Особую важность приобретает гибкость подсистем материально-технического снабжения. Информации о возможном источнике угрозы обычно достаточно для того, чтобы разработать и реализовать активной подготовки системы материально-технического обеспечения. Таким образом, значительная часть мер, разработанных на основе данных о возможном бедствии, может быть принята задолго до того, как опасность станет явной.
Идея создания еще одного бюрократического аппарата для раннего предупреждения и планирования ликвидации ЧС на этом этапе представляется спорной. Более перспективным направлением является функциональная перестройка и укрепление имеющихся структур и механизмов соответствующими службами и постоянным руководящим звеном.
В соответствии с целевым назначением структуры систем управления в условиях ЧС они относятся либо к дуальным, либо полиструктурам. В последних работа по ликвидации ЧС проводится в рамках управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ).
Однако используется и матричная структура управления. В ней, с одной стороны, есть иерархическое взаимодействие подразделении, а с другой, предусмотрено решение конкретных задач, реализация проектов, относящихся к разным ветвям иерархии, но к одному ее уровню. Ответственность за решение задачи при этом возлагается на руководителя проекта, который может быстро сформировать мобильный дееспособный коллектив из сотрудников разных подразделений. Использование системы управления с матричной структурой при ликвидации ЧС небольшого масштаба может дать хорошие результаты.
Матричная структура управления делает систему более действенной, гибкой и динамичной. Тем не менее центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения, или информационной поддержки.
В обязанности штаба входит выявление тенденций развития ЧС, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях.
Штаб регулярно корректирует перечень зон ЧС и их приоритеты, контролирует ход работы в этих зонах по всем объектам защиты.
- Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.
- Государственная экономическая политика. Ее сущность, составляющие и методы реализации.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф.
- Государственное регулирование природопользования и экологической безопасности в рф.
- Государственное регулирование развития предпринимательства в рф.
- Денежно-кредитная политика государства: порядок разработки и реализации.
- Жкх как важнейшая сфера экономики муниципального сектора.
- Законодательные органы власти рф, их структура и функции.
- Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
- Исполнительные органы власти рф, их структура и функции.
- Механизмы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти.
- Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.
- Муниципальный сектор как совокупность муниципального образования. Понятие и виды муниципального образования.
- 154, В пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется
- Научные основы муниципального сектора экономики. Модели муниципального хозяйства.
- Оборонно-промышленный комплекс России: структура и направления его развития.
- Основные направления региональной политики в современной России.
- Основные научные школы государственного управления. Содержание процесса управления.
- Основные цели, показатели и приоритеты социально-экономической политики России.
- Особые экономические зоны в рф: виды и направления деятельности.
- Планирование социально-экономического развития муниципального образования.
- Политика муниципального образования в области повышения качества жизни населения и его социальной защиты.
- Правовые основы местного самоуправления. Основное содержание и задачи муниципального управления.
- Правовые основы
- Представительные органы муниципального образования. Глава администрации муниципального образования, его функции, права и обязанности.
- Принципы государственного управления
- Прогнозирование экономического роста. Факторы и способы регулирования экономического развития в рф.
- Регулирование развития транспортного комплекса в России.
- Задачи регулирования транспортной деятельности
- Система антимонопольного регулирования в рф.
- Система контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
- Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России.
- Система управления развитием городского хозяйства (на конкретном примере).
- Состав и структура платежного баланса рф, органы и методы его регулирования.
- Судебные органы власти в рф, их структура и функции.
- Сущность и состав финансов муниципальных образований.
- Управление муниципальным имуществом.
- Управление развитием топливно-энергетического комплекса в рф.
- Развитие тэк связано с целым рядом проблем:
- Федеральные и региональные внебюджетные фонды. Их формирование и использование.
- Федеральные округа России. Принципы их формирования, цели и задачи развития.
- Формирование единого экономического пространства на территории снг.
- Формирование органов местного самоуправления. Структура местной администрации (на конкретном примере).
- После формирования структуры администрации необходимо разработать:
- Формирование, размещение и исполнение муниципального заказа.
- Целевые федеральные программы социально- экономического развития в Российской Федерации.