Основные научные школы государственного управления. Содержание процесса управления.
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа имеет общую эмпирическую (т.е. опытную) направленность своих исследований, многие ее выдающиеся представители были не только теоретиками, но и практиками. В 20-30-х годах представители течения «школа человеческих отношений» попытались объяснить функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Наиболее известными учеными этого направления в США в 20-50-е годы были Мери Паркер Фоллет, Э Мэйо,А.Маслоу.
А. Маслоу разработал иерархию потребностей, согласно которой мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические (как полагали “классики”), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, А. Маслоу рекомендовал использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие создание благоприятного психологического климата в коллективе, консультации со служащими и предоставление им более широких возможностей для реализации своего творческого потенциала в работе.
В 50-е годы в США возникает поведенческий подход, в его основе стремление раскрыть возможности человека в управленческом процессе. В рамках подхода разработана теория X и Y Макгрегора. Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека.
В английской школе экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Английский политолог Б. Барри разработал концепцию “экономического типа” государственной власти, осуществляемой путем угроз и обещаний. Властные отношения в обществе Б. Барри рассматривает в понятиях выигрышей и потерь. Он полагает, что властные отношения имеют место только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, располагая возможностями добиваться повиновения последней ценой минимальных убытков. Английский философ М. Оукшотт в 50-60-е годы разработал две концепции государственного управления: целевую и гражданскую. По его мнению, эти типы в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции. М. Оукшотт предлагает идею целевого государственного управления, где ценность человека определяется его вкладом в “общее дело”, что означает подчинение индивидуальности корпоратизму. В последнее время в английской школе появились новые подходы и направления. По мнению П. Чекланда, единственный способ изучить целостность - посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.
Во французской школе гос. управления классиком считается Анри Файоль, его “теория администрации” изложена в книге “Общее и промышленное управление”. А. Файоль дал классическое определение научному управлению: “Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм учреждения; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. ” А. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления. Это разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядка, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. Сформулированные Файолем правила в течение нескольких десятилетий были общепринятыми. Алэн своей работе “Элементы доктрины радикалов” дает анализ системы административно-государственного управления во Франции. Алэн подчеркивает, что в современном государстве подлинной властью располагают не политические деятели, а высокопоставленные чиновники из аппарата управления.
Немецкая школа государственного управления является наиболее влиятельной среди европейских школ. В. Вебер считал, что на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна быть легитимирована (признана) народом, общественным мнением. Концепция Эрхарда связана с повышением социальной роли государственного администрирования. Она провозглашала подчинение всех групп населения общему благу, усиление роли правительства, примирение всех классов с существующим социальным строем. В теории государственного управления широко используется теория социального конфликта, разработанная Р. Дарендорфом. Он предложил способы регулирования конфликтов на различных уровнях государственного управления. методы и методики профилактики конфликтных ситуаций, Этапов протекания конфликта, управления конфликтными процессами. Таковы в целом основные достижения немецкой школы государственного администрирования.
- Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.
- Государственная экономическая политика. Ее сущность, составляющие и методы реализации.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф.
- Государственное регулирование природопользования и экологической безопасности в рф.
- Государственное регулирование развития предпринимательства в рф.
- Денежно-кредитная политика государства: порядок разработки и реализации.
- Жкх как важнейшая сфера экономики муниципального сектора.
- Законодательные органы власти рф, их структура и функции.
- Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
- Исполнительные органы власти рф, их структура и функции.
- Механизмы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти.
- Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.
- Муниципальный сектор как совокупность муниципального образования. Понятие и виды муниципального образования.
- 154, В пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется
- Научные основы муниципального сектора экономики. Модели муниципального хозяйства.
- Оборонно-промышленный комплекс России: структура и направления его развития.
- Основные направления региональной политики в современной России.
- Основные научные школы государственного управления. Содержание процесса управления.
- Основные цели, показатели и приоритеты социально-экономической политики России.
- Особые экономические зоны в рф: виды и направления деятельности.
- Планирование социально-экономического развития муниципального образования.
- Политика муниципального образования в области повышения качества жизни населения и его социальной защиты.
- Правовые основы местного самоуправления. Основное содержание и задачи муниципального управления.
- Правовые основы
- Представительные органы муниципального образования. Глава администрации муниципального образования, его функции, права и обязанности.
- Принципы государственного управления
- Прогнозирование экономического роста. Факторы и способы регулирования экономического развития в рф.
- Регулирование развития транспортного комплекса в России.
- Задачи регулирования транспортной деятельности
- Система антимонопольного регулирования в рф.
- Система контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
- Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России.
- Система управления развитием городского хозяйства (на конкретном примере).
- Состав и структура платежного баланса рф, органы и методы его регулирования.
- Судебные органы власти в рф, их структура и функции.
- Сущность и состав финансов муниципальных образований.
- Управление муниципальным имуществом.
- Управление развитием топливно-энергетического комплекса в рф.
- Развитие тэк связано с целым рядом проблем:
- Федеральные и региональные внебюджетные фонды. Их формирование и использование.
- Федеральные округа России. Принципы их формирования, цели и задачи развития.
- Формирование единого экономического пространства на территории снг.
- Формирование органов местного самоуправления. Структура местной администрации (на конкретном примере).
- После формирования структуры администрации необходимо разработать:
- Формирование, размещение и исполнение муниципального заказа.
- Целевые федеральные программы социально- экономического развития в Российской Федерации.