Научные основы муниципального сектора экономики. Модели муниципального хозяйства.
Научную основу муниц-ого сектора составляют теории и модели построения территориальной организации хоз-ва и соц. жизни сообществ и самоуправления. При всем многообразии школ, концепций , моделей основным критерием их клаассиф-ии служит соотношение гос. и обществен. начал в территориальном хоз-ии и управлении.
Сформулированы базовые теории местного хоз-ва и управ-ия, которые положены в основу построения модели функционирования.
Общественная теория(Аренс, Майер, Лаблнд) право общины на самоуправление явл-ся обычным неотчуждаемым правом, как и другие естественные права.
Наиболее полно общественная теория реализована в англосаксонской модели местного хоз-ва и управления(США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия); ее основные принципы: местное самоуправление, не подчинено центральной власти, независимо в решении многих вопросов местного значения, имеет право законодательной инициативы по вопросам муниципалитетов.
Общественная теория противостоит государс-ой концепции (Штейн, Градовский, Свешников), которая делает акцент на определение роли центра.
Госуд-ая теория стала научной базой континентальной модели(Франция, Бельгия, Италия и др.) в странах, где использовалась данная модель, госуд-ву принадлежит решающая роль не только в политической жизни, но и в решении соц-но-эконом-их, админ-но-правов-ых вопросов местного значения.
Модели муниципального хозяйства
1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения. 2. Коммунально—рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю. 3. Муниципально—рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.
-
Новые институты инвестиционно-инновационного развития в РФ: структура и порядок регулирования.
Переход на путь инновационного развития Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются
мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития становится доступность рынков информации и финансов, а потому - плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской инновационной системы должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:
разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий.
государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи,1 а также размещение по территории России центров трансферта технологий;
определения мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направлении развития науки и технологий и обеспечивающих интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения ("системообразующие" и "общенациональные" университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных ("локомотивов роста") для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;
определение параметров федеральной поддержки региональных инвестиционно - инновационных программ (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков
С инновационными компаниями могут работать следующие финансовые структуры;
банки, которые в первую очередь занимаются кредитованием бизнеса из-за высокой рисковости инновационной деятельности не работают с инновациями на начальных этапах разработок;
различные инвестиционные институты: страховые компании, пенсионные фонды и пр.;
инвестиционные фонды, которые концентрируют свои силы на отдельных видах бизнеса;
акционерный капитал, который формируется с целью привлечения финансов путем продажи акций;
индивидуальные инвесторы;
венчурные фонды - специализированные финансовые институты, создаваемые для деятельности в сфере повышенного риска.
Один из основных источников финансирования - собственные средства предприятий. Для оказания поддержки государство инициирует создание внебюджетных фондов.
Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим условиям: своевременность; достоверность; адресность; полнота; актуальность информации; правовая корректность.
- Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.
- Государственная экономическая политика. Ее сущность, составляющие и методы реализации.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф.
- Государственное регулирование природопользования и экологической безопасности в рф.
- Государственное регулирование развития предпринимательства в рф.
- Денежно-кредитная политика государства: порядок разработки и реализации.
- Жкх как важнейшая сфера экономики муниципального сектора.
- Законодательные органы власти рф, их структура и функции.
- Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
- Исполнительные органы власти рф, их структура и функции.
- Механизмы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти.
- Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.
- Муниципальный сектор как совокупность муниципального образования. Понятие и виды муниципального образования.
- 154, В пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется
- Научные основы муниципального сектора экономики. Модели муниципального хозяйства.
- Оборонно-промышленный комплекс России: структура и направления его развития.
- Основные направления региональной политики в современной России.
- Основные научные школы государственного управления. Содержание процесса управления.
- Основные цели, показатели и приоритеты социально-экономической политики России.
- Особые экономические зоны в рф: виды и направления деятельности.
- Планирование социально-экономического развития муниципального образования.
- Политика муниципального образования в области повышения качества жизни населения и его социальной защиты.
- Правовые основы местного самоуправления. Основное содержание и задачи муниципального управления.
- Правовые основы
- Представительные органы муниципального образования. Глава администрации муниципального образования, его функции, права и обязанности.
- Принципы государственного управления
- Прогнозирование экономического роста. Факторы и способы регулирования экономического развития в рф.
- Регулирование развития транспортного комплекса в России.
- Задачи регулирования транспортной деятельности
- Система антимонопольного регулирования в рф.
- Система контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
- Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России.
- Система управления развитием городского хозяйства (на конкретном примере).
- Состав и структура платежного баланса рф, органы и методы его регулирования.
- Судебные органы власти в рф, их структура и функции.
- Сущность и состав финансов муниципальных образований.
- Управление муниципальным имуществом.
- Управление развитием топливно-энергетического комплекса в рф.
- Развитие тэк связано с целым рядом проблем:
- Федеральные и региональные внебюджетные фонды. Их формирование и использование.
- Федеральные округа России. Принципы их формирования, цели и задачи развития.
- Формирование единого экономического пространства на территории снг.
- Формирование органов местного самоуправления. Структура местной администрации (на конкретном примере).
- После формирования структуры администрации необходимо разработать:
- Формирование, размещение и исполнение муниципального заказа.
- Целевые федеральные программы социально- экономического развития в Российской Федерации.