Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Интересы различают:
а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
б) по направленности (экономические, политические, духовные);
в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);
г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);
д) по отношению к объективной тенденции общественного раз вития (прогрессивные, реакционные, консервативные);
е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).
Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше -не наше.
Но ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже XVIII и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств. Выработанные европейской цивилизацией концепции национальных интересов как совокупности общих интересов граждан национального государства и национальной безопасности, как системы государственной защиты этих интересов, личности, собственности, основываются на реально существующем в развитых странах гражданском обществе. Признанные к концу XX века практически во всем мире демократические институты обеспечивают приближение к такому порядку, при котором народ если и не полновластно распоряжается своей судьбой, то, по крайней мере, не целиком лишен такой возможности.
В дореволюционной России концепция национальных интересов имела форму утверждения монархического строя. Тогда сущность государства определялась формулой «самодержавие -- православие --народность». После Октябрьской революции 1917 года концепция национальных интересов оказалась невостребованной уже из-за ориентации на интернационализм. Таким образом, можно считать, что" к моменту распада СССР в 1991 году в России отсутствовала целостная концепция национальных интересов и их защиты.
В идеологии Советского государства доминирующее положение среди всех интересов занимали классовые интересы, что объяснялось известным положением марксистско-ленинской философии об объяснении всех интересов, исходя из классовых: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Следует отметить, что даже с появлением таких понятий, как «новая социальная и интернациональная общность людей - - советский народ», национальные интересы как общенародные интересы не были определены, хотя это логично бы вытекало из изначального понимания «интереса» (нужды, потребности) и «нации» (лат. natio - - народ). Предполагалось, что «после полной победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий».
Нация понималась только исходя из значения в узком смысле, как «исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности», и рассматривалась лишь как составная часть народа наряду с народностями. Вместо национальных интересов руководством правящей партии и страны на этапе горбачевской перестройки были предложены «общечеловеческие ценности» в качестве главного национального приоритета.
Центральной проблемой в определении национальных интере-' сов является установление их объектного состава. Характерно, что в отличие от английского языка, допускающего употребление понятия Nation в качестве синонима понятия State, в русском языке два эти понятия — нация и государство — четко различаются. И многие теоретики при определении понятия национальных интересов исходили из потребностей страны, но в дальнейшем понимали под национальными интересами наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие и которые поэтому являются важнейшими целями внутренней и внешней политики. В то же время в этом понятии национальных интересов отсутствуют потребности личности как основа интересов человека. Следует признать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забывают включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной и общественной безопасности.
Таким образом, исходя из предложенных определений и классификации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает нация, что не равнозначно общенародному интересу. Поэтому необходимо рассматривать понятие «нация» в широком смысле как равнозначное «народу», а национальные интересы определять исходя из степени их общности. Некоторые ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные интересы».
Существует различие между государственными и общественными потребностями людей, влияющими на формирование национальных интересов. Повсюду в мире, в том числе в странах, обладающих многовековыми демократическими традициями, существует большая или меньшая степень расхождения между тем, как понимают национальные интересы элита и «простой народ», правящие круги и оппозиция. У бюрократического аппарата, составляющего костяк государственного механизма, имеются собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с потребностями общества и интересами граждан. В России больше, чем где-либо, государственный интерес издавна доминировал над общественным, первое место среди приоритетов однозначно отдавалось могуществу российской державы, а не благосостоянию ее граждан. Такой подход сохранялся и в советское время. Демократические реформы 80—90-х годов, положив начало формированию гражданского общества, создали предпосылки для того, чтобы в понимании национальных интересов, а значит в формулировании задач внутренней и внешней политики, достигался разумный баланс между непосредственно «державными» и общественными потребностями, принимались во внимание интересы различных социальных групп, частные интересы и права граждан в их совокупности.
Во второй половине 1990-х годов было проведено множество исследований, конференций, семинаров, слушаний, итогом которых стали проекты, программы и концепции по этой теме. Среди них можно выделить проект «Политика национальной безопасности Российской Федерации» (1996—2000), подготовленный в Российском научном фонде. В научном докладе, подводящем итоги исследований, авторы проекта предложили решение на основе своего понимания общенациональной идеи, национальных интересов, ценности, целей и приоритетов. В качестве общенациональной идеи предложено считать «возрождение российского государства, обустройство России, живущей в согласии с собой и с окружающим ее миром», высшим национальным интересом и социальным идеалом России -— «обеспечение развития человека, устойчивого роста уровня его жизни и .благополучия на основе соблюдения его прав и свобод», которые в свою очередь названы «высшей ценностью», как общенациональная цель -— обеспечить «достойный уровень и качество жизни каждого», как главный приоритет государства — развитие его граждан. Как видно даже из этого перечисления, главной особенностью проекта является заявленный приоритет интересов человека перед общественными и государственными.
В то же время авторы другого проекта концепции обеспечения безопасности личности, общества, государства считают, что «определение общенациональных интересов России должно основываться на признании жизненно важных интересов личности, общества и государства в их ^динамике и необходимости их реализации на сбалансированной основе» [21].
К числу нерешенных пока проблем следует отнести и соотношение интересов по срокам их реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) — об актуальности этой проблемы говорит то обстоятельство, что пока ни один из заявленных национальных интересов в современной России не реализован в установленные сроки; и отношение интереса к информации, о чем писал еще К. Маркс: «идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса» и на что указывает само понятие «интерес» во втором его значении — желании вникнуть в суть, узнать, понять, то есть здесь требует осмысления возможность использования организующей— внешней информации как средства организации социальных систем.
К важным проблемам относится соотношение национальных интересов и национальной безопасности. С одной стороны, безопасность понимается как защищенность самих национальных интересов. С другой стороны, безопасность сама может быть определена как наиболее важный национальный интерес, поскольку обеспечение безопасности -- непременное условие выживания страны, без чего невозможно достижение любых других целей. В то же время в условиях кризисного характера развития общественных процессов в нашей стране существует реальная опасность слияния предметов национальных интересов и собственно национальной безопасности. В результате возникла тенденция включать в это понятие едва ли не всю проблематику жизни и деятельности современного общества.
- Информация как основа государственного управления
- Классификация информации
- Основные требования к информации
- Источники информации
- Национальные интересы и безопасность
- Национальные интересы и безопасность России
- Национальная безопасность, ее определения
- Уровни обеспечения национальной безопасности
- Основные угрозы безопасности России
- Информационная безопасность
- Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере
- Информационная война
- Информационное превосходство в обычных и информационных войнах
- Информационное оружие
- Принципы, основные задачи и функции обеспечения информационной безопасности
- Функции государственной системы по обеспечению информационной безопасности