logo
информация и ИБ

Информационное превосходство в обычных и информационных войнах

Американские аналитики утверждают, что преобразование воо­руженных сил с целью достижения всеобъемлющего военного гос­подства во многом зависит от информационного превосходства как основного фактора, определяющего успех этого преобразования, и от способности к внедрению инноваций.

Информационное превосходство — возможность сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации при воспре­щении использования (получения) информации противником. Ин­формационное превосходство достигается в небоевой обстановке пни в обстановке, в которой еще нет четко обозначившихся против­ников, в то время, когда свои войска получают информацию, необ­ходимую им для выполнения оперативных задач. Аналитики рассматривают информационное превосходство как новый уровень бое­готовности, необходимость в котором возникла за последнее время. Расстановка таких акцентов не бывает случайной. Безусловно, ак­тивная позиция Соединенных Штатов в международной политике породила ситуацию, в которой американская система безопасности не может четко ответить на вопросы: «кто?», «когда?» и «как?» В США теперь знают, что им приходится ожидать удара отовсюду, ведь у многих стран мира (в том числе и у союзников по НАТО) есть серьезные противоречия с ними.

Пентагон в условиях стремительного развития информацион­ных возможностей отдает себе отчет, что «информационное превос­ходство» обозначает состояние дисбаланса в пользу одной из сто­рон, которое должно завоевываться и поддерживаться с помощью специальных операций. О важности информационного направления говорит тот факт, что в ноябре 2001 года стало известно о создании в Министерстве обороны США Управления стратегического влияния (УСВ) (Office of Strategic Influence), которое предназначено не толь­ко для ведения информационных войн против враждебных стран, но и решает те же задачи относительно союзных США стран на Ближнем Востоке, в Азии и Западной Европе.

Об Управлении стратегического влияния до сих пор известно крайне мало. Его бюджет, сформированный из дополнительных 10 млрд. долл., утвержденный Конгрессом в октябре 2001 года для чрезвычайных нужд Пентагона, не раскрывается. Новое управление возглавил бригадный генерал ВВС США Симон Уорден (Simon P. Worden). Известно, что УСВ разрабатывает планы тайных операций с использованием иностранных СМИ и Интернет. Управление «со­бирает в министерстве обороны все инструменты влияния на ино­странные аудитории», заявил на одной из конференций заместитель начальника управления по оперативной работе Томас Тиммс (Tho­mas A. Timmes), бывший армейский полковник и специалист по психологическим операциям.

В помощь новому управлению Пентагон нанял Rendon Group, международную консалтинговую фирму со штаб-квартирой в Ва­шингтоне, во главе которой стоит Джон Рендон (John W. Rendon), бывший помощник по проведению избирательной кампании прези­дента Джимми Картера. Эта фирма, которой платят 100 тыс. долл. в месяц, проделала большую работу в интересах ЦРУ США, королев­ской семьи Кувейта и Иракского национального конгресса — оппо­зиционной группировки, стремящейся свергнуть президента Садда­ма Хусейна. Сотрудники Rendon Group говорят, что по условиям их контракта с Пентагоном они не имеют права говорить об их работе па это ведомство.

Принятая в США концепция защиты от нападения с любого на­правления означает способность объединенных сил защитить свой личный состав, боевые и материально-технические средства, необ­ходимые для выполнения поставленных задач. Такой вид защиты должен быть достигнут выбором и применением «многослойных» активных и пассивных мер защиты в воздушном, наземном, косми­ческом и информационном пространствах в любых видах военных действий.

Как видим, во всех разделах рассматриваемой концепции, во всех намеченных элементах преобразования ВС США, во всех их боевых возможностях выделен один из самых мощных факторов влияния — информация. Подтверждается старая истина: кто владеет информацией, тот владеет миром. Информационное превосходство обеспечивает быстродействие и возможность маневра. Но информа­ционную работу нельзя рассматривать только как составляющую различных направлений военной сферы. Информационная рабо­та — большая самостоятельная область деятельности. Американцы уделяют огромное внимание информационным операциям, под ко­торыми подразумевают мероприятия, осуществляемые с целью воз­действия на содержание информации и работу информационных систем противника при одновременной защите своей информации и своих информационных систем.

Сегодня информационные операции играют существенную роль и достижении военного превосходства. Американцы в своей кон­цепции ставят вопрос об усилении работы по объединению инфор­мационных операций как самостоятельного вида боевых действий с другими операциями вооруженных сил (от физического устранения психологической операции против систем защиты компьютер­ных сетей). В этом контексте отдельно рассматривается проблема оценки военного ущерба, нанесенного противнику информацион­ными операциями, что является довольно трудной задачей. Но ру­ководство Пентагона намерено тщательно исследовать этот вопрос в ходе учений и экспериментов, в том числе, очевидно, и в «полевых условиях».

Более того, рассматривая информационные операции как перс­пективный самостоятельный вид боевых действий (за счет которого, г учетом совершенствования военной доктрины, в Пентагоне и рас­считывают в будущем добиваться решающих результатов), командование ВС США предполагает введение в виды вооруженных сил соответствующих формирований, укомплектованных специалистами, получившими специальную подготовку.

Необходимость развития информационных технологий, повы­шения форм и методов самой информационной работы и так никог­да не ставилась под сомнение, но наступило время, когда и Мин­обороны РФ, ГРУ, а также другие специальные ведомства должны более внимательно взглянуть на это направление работы, перейти на качественно новый уровень в этой сфере деятельности.