logo
информация и ИБ

Национальная безопасность, ее определения

В недавнем прошлом под безопасностью понимали защищен­ность страны от нападения извне, шпионажа, покушения на госу­дарственный и общественный строй. До последнего времени само понятие безопасности было слабо разработано, так как исследова­тели мало внимания уделяли методологическим проблемам без­опасности как определенного социального явления, что объясня­лось, в свою очередь, закрытостью темы для ученых, когда обраще­ние ученых к этим проблемам считалось деянием просто опасным. В универсальных энциклопедических изданиях, включая Новый иллюстрированный энциклопедический словарь научного издатель­ства БРЭ (1999), это понятие отсутствует. В Большой советской эн­циклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность междуна­родная», которое трактуется как «состояние экономических, поли­тических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, наци­ональную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе». Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную пози­цию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасно­сти страны.

В восьмитомной Советской военной энциклопедии и в Воен­ном энциклопедическом словаре, изданных в 1970—80-е годы дает­ся лишь трактовка сугубо прикладных военно-технических видов безопасности: «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасное удаление», «безопасный временной интервал» и т. д. Применение общих понятий «безопасность», «военная безопас­ность», «безопасность внешняя и внутренняя» почти исключалось, так, как было принято считать более точным понятие «оборона», «защита государства» [21].

В. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С. Ожегову, безопасность — это «со­стояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опас­ности». Сегодня появилось множество других определений безопас­ности, авторы которых исходят из разных критериев. Иногда пола­гают, что «безопасность есть состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его струк­тур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохра­нение их качественной определенности с объективно обусловлен­ными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование».

Столь широкое определение безопасности как состояния или тенденций развития не раскрывает ее специфики как социального явления. Кроме того, если безопасность призвана ограничивать прогресс инновациями в рамках какой-то одной качественной опре­деленности, то она может стать фактором застоя, консерватизма и регресса. Система безопасности не только не должна препятство­вать ни количественным (эволюционным), ни качественным (рево­люционным) изменениям (если они объективно назрели), но, на­против, способствовать преодолению без ущерба для общества и граждан устаревших форм жизни. При этом раскрытие понятия «бе­зопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» суживает его смысл. Защитить — значит, оборонять, закрывать, за­гораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, ох­раняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактует­ся это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом приуменьшаются, и даже игнорируются, важнейшие свойства и функции безопасности — снижать, ослаблять, устранять и преду­преждать опасности и угрозы. Таким образом, смысл слова «защи­щать» отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их.Представители Института социально-политических исследова­ний РАН считают, что безопасность есть деятельность людей, обще­ства, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвида­ции) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, ли­шить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нане­сти неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

Другие исследователи рассматривают безопасность страны не как состояние, а как ее системное свойство, позволяющее развива­ться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рис­ков на основе самоорганизации и управления, и предлагают вклю­чить в структуру безопасности страны социальную безопасность (в том числе государственную, национальную), безопасность культуры (в том числе интеллектуальную и информационную), политиче­скую, военную, экономическую, экологическую безопасность и др.

В начале 1990-х годов комиссией союзного парламента, со­зданной для проработки вопросов по совершенствованию системы безопасности страны, были определены необходимые задачи госу­дарственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности, которая учитывала бы:

Комиссия пришла к выводу, что общенациональная безопас­ность реализуется в двух измерениях: общественном и государствен­ном, и подразделяется на внутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных инте­ресов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитим­ность государства.

Для обеспечения национальной безопасности необходима сис­тема, включающая; совокупность законодательных актов и создан­ных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость сис­темы должна основываться на общенациональном согласии. Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной бе­зопасности была названа информационная безопасность. В качестве условий реализации указанных алгоритмов и задач построения без-опасного гражданского общества в информационной сфере были предложены: переход от идеологизированного общества к информа­ционному, научное прогнозирование и моделирование решения возникающих проблем на альтернативной основе, законодательное регулирование и защита информационной деятельности при обес­печении достоверности, открытости и свободы информации, осво­бождение сознания людей от стереотипов тоталитаризма и прекра­щение психологической войны политического руководства против народа в любых формах ее проявления.

Известна формула безопасности, закрепленная с 1992 года в За­коне РФ «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Исходя из этого, к основным объектам безопас­ности относятся:

Одновременно с этим государство, организации и граждане от­носятся и к основным субъектам обеспечения безопасности. Глав­ную роль из них в этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую защиту граж­данам и организациям, оказывающим содействие в обеспечении без­опасности в соответствии с законом. В то же время закрепленные в этом законе положения нельзя назвать полными и достаточными, так как они не раскрывают механизмов определения интересов, их соотношения и реализации, что обусловлено рядом нерешенных проблем, в том числе методологического порядка.

Таким образом, национальная безопасность включает в себя три составляющие: государственную безопасность, общественную безопас­ность и безопасность человека (личную безопасность). Если первая прямо связана с противодействием угрозам, независимости и терри­ториальной целостности страны, оборонному потенциалу, консти­туционному строю и связана с защитой институтов, обеспечиваю­щих безопасность этих ценностей, то вторая отражает потребность защиты общественного порядка, собственности во всех ее формах, безопасности личности; третья же характеризует защищенность ин­тересов, прав и свобод человека. Взаимозависимость этих трех со­ставляющих национальной безопасности очевидна [21J.

Отсюда возникает следующая проблема в определении национа­льных интересов — установление соотношения интересов личности, общества и государства. Ослабление любой из этих составляющих -ущерб для страны в целом и для конкретной личности, в частности, но и перекос в определении приоритетов также не менее опасен. Превращение, например, в 1930-е годы государственной безопасно­сти в абсолютную величину (тождественно равную национальной безопасности) привело страну к террору, к массовому уничтожению граждан, подавлению общества и личности, оценке их интересов лишь через призму интересов государства.

Государственная безопасность тогда следовала политической формуле: народ и общество для государства. В конце 1980-х — нача­ле 1990-х годов объявленный приоритет общественной безопасно­сти, обусловленный приоритетом целей и задач построения граж­данского общества, сопровождался разрушением структуры органов государственной безопасности, что (осознанно или неосознанно) оправдывалось стремлением утвердить принцип правового государ­ства: государство для личности и общества.

Если проанализировать эволюцию подхода к решению этого во­проса, то можно выделить три основных принципа в установлении соотношения интересов личности, общества и государства: приори­тет интересов — паритет интересов — баланс интересов. Очевидно, более предпочтительным является принцип баланса интересов как принцип, позволяющий наиболее полно учитывать интересы каж­дого субъекта в конкретных исторических и иных условиях обста­новки.