logo
информация и ИБ

Информационная война

В Концепции национальной безопасности РФ отмечено усиле­ние угроз безопасности Российской Федерации в информационной сфере и стремление ряда стран к доминированию в мировом ин­формационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, а также сделан вывод о том, что «серьезную опасность представляет разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информа­ционных и телекоммуникационных систем, сохранности информа­ционных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним».

С учетом того, что угроза ведения информационной войны и применения информационного оружия носит многоплановый и ак­туальный характер, рассмотрим подробнее содержание этой угрозы и особенности ее реализации.

Информационное противоборство присутствовало практически во всех войнах в таких основных формах, как ведение разведки и противодействие ей, распространение дезинформации, слухов и борьба с ними (в том числе при помощи цензуры) и т. п. С появле­нием новых информационных технологий и организацией междуна­родного информационного обмена на новом уровне информацион­ная составляющая в стратегии обеспечения национальной безопас­ности, по оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вы­шла на первый план. По данным ФАПСИ, за последние 15 лет рас­ходы на приобретение средств информационной борьбы увеличи­лись в США в четыре раза и занимают сейчас там первое место сре­ди всех программ по вооружению. В интересах обеспечения информационной безопасности США Пентагон выделяет ежегодно более 90 млн. долл. для проведения экспериментальных исследова­ний по ряду направлений, в том числе по созданию новых техноло­гий распознавания образов, формированию электронного образа боевого пространства, автоматическому поиску, сбору и обработки информации с помощью спутников. Информационное противобор­ство в ходе ведения обычной войны начало переходить на новую, более высокую стадию — информационной войны.

Термин «информационная война» (далее — ИВ) появился в се­редине 80-х годов в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания «холодной войны» (разработка группы воен­ных теоретиков США в составе Г. Экклз, Г. Саммерз и других); на­чал активно употребляться после проведения операции «Буря в пус­тыне» в, 1991 году, когда новые информационные технологии впер­вые были использованы как средства ведения войны; официально впервые закреплен в директиве Министерства обороны США от 21 декабря 1992 года. В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной воен­ной стратегии посредством воздействия на информацию и инфор­мационные системы противника, при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информацион­ных систем.

К особенностям информационной войны можно отнести следую­щие:

Концепция «информационной войны», по оценкам российских спецслужб, предусматривает:

Оценка основных направлений ведения информационной вой­ны подтверждается выделением в программах Университета нацио­нальной обороны США таких форм ИВ, как радиоэлектронная борьба (РЭБ), война с использованием средств разведки, психоло­гическая война, борьба с хакерами, кибернетическая война.

В целях реализации этой концепции (как в наступательном, так и в оборонительном плане) в США проведены и осуществляются следующие основные мероприятия.

  1. Создана объединенная (Министерством обороны и ЦРУ) ко­ миссия по безопасности, которая с июня 1993 года по февраль 1994 года исследовала эту проблематику и пришла к выводу, что вторжение в информационные системы и сети — это важнейшая угроза бе­зопасности в XXI веке, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и такти­ку применения которого еще предстоит тщательно разработать, бу­дет использоваться с «электронными скоростями» при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить раз­ решение геополитических кризисов, не производя ни одного вы­ стрела. Политика обеспечения национальной безопасности и про­цедура ее реализации должны быть направлены на защиту возмож­ностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны.

  2. Начата разработка стратегии подготовки и ведения ИВ. Во всех видах Вооруженных сил США созданы специализированные' центры по ведению ИВ: Центр информационных боевых действий ВВС США — AFIWC (расположен в штате Техас на базе ВВС Келли); Служба наземных информационных боевых действий Армии США — LIWA (расположена в штате Вирджиния в форте Белвуар).

При этом в Пентагоне каждый из видов войск имеет свою рабо­чую группу по этой проблематике. В уставах Вооруженных сил США и нормативных документах изложены принципы и способы ведения ИВ.

  1. Во всех видах Вооруженных сил США созданы спецподразделения ведения ИВ и введены специальные должности офицеров. Во всех военных учебных заведениях введены спецкурсы по ИВ и идет подготовка специалистов ведения ИВ (в 1995 году состоялся первый выпуск).

  2. В Вооруженных силах США проводятся учения и штабные игры по этой проблематике (опыт учений 1994—1995 годов обобщен в Пентагоне). Во время практических боевых действий за пределами США отрабатываются конкретные операции ИВ с применением информоружия.

  3. Проведено пять международных конференций по ИВ под эги­дой правительства США.

  4. Принимаются меры по ежегодному совершенствованию на­циональной информационной инфраструктуры, где, по оценкам представителей правительства США, циркулирует до 80 процентов конфиденциальной информации, в том числе особо важной.

Администрация Клинтона в феврале 1998 года приняла решение о развертывании проекта по созданию новой сети Internet (Next Ge­neration Internet) на территории США с новыми качественными ха­рактеристиками.

  1. Ежегодно увеличиваются ассигнования на разработку новых видов информационного оружия (в Министерстве обороны, Агент­стве национальной безопасности, ЦРУ США) и оснащение им национальных структур в объеме, превышающем, по оценкам экспер­тов, уровень затрат на ракетно-ядерные и космические программы 1994 года.