Информационная война
В Концепции национальной безопасности РФ отмечено усиление угроз безопасности Российской Федерации в информационной сфере и стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, а также сделан вывод о том, что «серьезную опасность представляет разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним».
С учетом того, что угроза ведения информационной войны и применения информационного оружия носит многоплановый и актуальный характер, рассмотрим подробнее содержание этой угрозы и особенности ее реализации.
Информационное противоборство присутствовало практически во всех войнах в таких основных формах, как ведение разведки и противодействие ей, распространение дезинформации, слухов и борьба с ними (в том числе при помощи цензуры) и т. п. С появлением новых информационных технологий и организацией международного информационного обмена на новом уровне информационная составляющая в стратегии обеспечения национальной безопасности, по оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вышла на первый план. По данным ФАПСИ, за последние 15 лет расходы на приобретение средств информационной борьбы увеличились в США в четыре раза и занимают сейчас там первое место среди всех программ по вооружению. В интересах обеспечения информационной безопасности США Пентагон выделяет ежегодно более 90 млн. долл. для проведения экспериментальных исследований по ряду направлений, в том числе по созданию новых технологий распознавания образов, формированию электронного образа боевого пространства, автоматическому поиску, сбору и обработки информации с помощью спутников. Информационное противоборство в ходе ведения обычной войны начало переходить на новую, более высокую стадию — информационной войны.
Термин «информационная война» (далее — ИВ) появился в середине 80-х годов в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания «холодной войны» (разработка группы военных теоретиков США в составе Г. Экклз, Г. Саммерз и других); начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в, 1991 году, когда новые информационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны; официально впервые закреплен в директиве Министерства обороны США от 21 декабря 1992 года. В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника, при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем.
К особенностям информационной войны можно отнести следующие:
-
информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;
-
объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;
-
информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;
-
информационная война ведется как специализированными военными, так и гражданскими структурами.
Концепция «информационной войны», по оценкам российских спецслужб, предусматривает:
-
подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);
-
электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);
-
получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);
-
осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением, уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);
-
формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война);
-
получение интересующей информации путем перехвата и об работки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а так же публикуемой в средствах массовой информации.
Оценка основных направлений ведения информационной войны подтверждается выделением в программах Университета национальной обороны США таких форм ИВ, как радиоэлектронная борьба (РЭБ), война с использованием средств разведки, психологическая война, борьба с хакерами, кибернетическая война.
В целях реализации этой концепции (как в наступательном, так и в оборонительном плане) в США проведены и осуществляются следующие основные мероприятия.
-
Создана объединенная (Министерством обороны и ЦРУ) ко миссия по безопасности, которая с июня 1993 года по февраль 1994 года исследовала эту проблематику и пришла к выводу, что вторжение в информационные системы и сети — это важнейшая угроза безопасности в XXI веке, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с «электронными скоростями» при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить раз решение геополитических кризисов, не производя ни одного вы стрела. Политика обеспечения национальной безопасности и процедура ее реализации должны быть направлены на защиту возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны.
-
Начата разработка стратегии подготовки и ведения ИВ. Во всех видах Вооруженных сил США созданы специализированные' центры по ведению ИВ: Центр информационных боевых действий ВВС США — AFIWC (расположен в штате Техас на базе ВВС Келли); Служба наземных информационных боевых действий Армии США — LIWA (расположена в штате Вирджиния в форте Белвуар).
При этом в Пентагоне каждый из видов войск имеет свою рабочую группу по этой проблематике. В уставах Вооруженных сил США и нормативных документах изложены принципы и способы ведения ИВ.
-
Во всех видах Вооруженных сил США созданы спецподразделения ведения ИВ и введены специальные должности офицеров. Во всех военных учебных заведениях введены спецкурсы по ИВ и идет подготовка специалистов ведения ИВ (в 1995 году состоялся первый выпуск).
-
В Вооруженных силах США проводятся учения и штабные игры по этой проблематике (опыт учений 1994—1995 годов обобщен в Пентагоне). Во время практических боевых действий за пределами США отрабатываются конкретные операции ИВ с применением информоружия.
-
Проведено пять международных конференций по ИВ под эгидой правительства США.
-
Принимаются меры по ежегодному совершенствованию национальной информационной инфраструктуры, где, по оценкам представителей правительства США, циркулирует до 80 процентов конфиденциальной информации, в том числе особо важной.
Администрация Клинтона в феврале 1998 года приняла решение о развертывании проекта по созданию новой сети Internet (Next Generation Internet) на территории США с новыми качественными характеристиками.
-
Ежегодно увеличиваются ассигнования на разработку новых видов информационного оружия (в Министерстве обороны, Агентстве национальной безопасности, ЦРУ США) и оснащение им национальных структур в объеме, превышающем, по оценкам экспертов, уровень затрат на ракетно-ядерные и космические программы 1994 года.
- Информация как основа государственного управления
- Классификация информации
- Основные требования к информации
- Источники информации
- Национальные интересы и безопасность
- Национальные интересы и безопасность России
- Национальная безопасность, ее определения
- Уровни обеспечения национальной безопасности
- Основные угрозы безопасности России
- Информационная безопасность
- Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере
- Информационная война
- Информационное превосходство в обычных и информационных войнах
- Информационное оружие
- Принципы, основные задачи и функции обеспечения информационной безопасности
- Функции государственной системы по обеспечению информационной безопасности