Уровни обеспечения национальной безопасности
Предметная область безопасности определяется следующими первоочередными интересами и целями:
-
достижения политической стабильности (управляемости, под держания порядка, необходимого для нормального функционирования всех общественных и государственных институтов, защиты конституционной законности, прав и свобод граждан);
-
обеспечения целостности государства (такой его структуры и политического режим, которые исключают угрозу распада под воз действием внутренних противоречий);
-
обороны (защиты независимости и территориальной целостности страны от вооруженной агрессии извне);
-
техноэкологической безопасности (предупреждения техногенных катастроф, преодоления последствий стихийных бедствий);
-
экономической безопасности (обеспечения экономической самостоятельности страны как условия выживания и развития на рода);
-
• выбора внешнеполитических приоритетов (способствующих созданию максимально благоприятной для России международной среды).
Указанные цели могут быть распределены по уровням, которые определяются в соответствии с общим принципом взаимосвязи личности, общества и государства [21].
На личностном уровне — это надежная защита личной и имущественной безопасности; обеспечение научно обоснованного и гарантированного государством минимума материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению; реальное обеспечение конституционных прав и свобод личности.
На уровне гражданского общества — преодоление конфронтационности в обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным проблемам политического, экономического, социального, этнонационального развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения; ускорение процессов формирования институтов самоорганизации гражданского общества; повышение созидательной активности населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах рыночной экономики; формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества; обеспечение .признанных международным правом интересов и прав граждан России, проживающих в зарубежных странах; обеспечение экономических, социальных, политических, информационных условий всестороннего развития личности.
На государственном уровне -- неуклонное обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны; защита и обеспечение законных прав, свобод и интересов гражданина; совершенствование федеративного государственного устройства: повышение эффективности защиты конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией; развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества; создание надежного оборонного потенциала, способного к отражению любой внешней агрессии; развитие всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ, участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе. Если раньше угрозы имели внешний и военный характер, когда невоенные и военные средства практически невозможно было применять в комплексе, то сейчас в условиях взаимозависимого мира и новых технологий угроза национальной безопасности носит, как правило, комплексный характер. В одних случаях силовое воздействие может включать военный компонент (Ирак, Босния), в других -- обходиться практически без его применения (Куба, Ливия, Иран). Наиболее яркий пример тому -- поражение СССР в «холодной войне» и его устранение с мировой арены без применения военных мер.
В соответствии с перечисленными уровнями в системе обеспечения национальной безопасности современной России реально действуют несколько групп субъектов:
-
Государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокурорского надзора, через систему правоохранительных органов и специальные службы (в настоящее время здесь можно выделить такие первоочередные проблемы, как разделение полномочий меж ду субъектами обеспечения безопасности «по вертикали»: РФ - субъект РФ — муниципалитеты и координация действий субъектов «по горизонтали»).
-
Общество (в лице негосударственных организаций, представ ленных частными охранными и детективными предприятиями и организациями, службами безопасности, фондами, научными, информационно-аналитическими центрами и иными структурами — с од ной стороны, и криминальные структуры (другая часть общества), создающие «крыши» для борющихся за раздел сфер влияния и за хвата собственности мафиозных кругов — с другой).
-
Граждане, вынужденные заниматься самозащитой своих прав и законных интересов от посягательств представителей как криминальных, так, порой, и государственных структур.
Требует дальнейшего совершенствования организация взаимодействия между первым и вторым уровнем -- государственной и негосударственной системами обеспечения безопасности, и определение степени и правил участия граждан в обеспечении национальной безопасности, их взаимодействия с государством и обществом. Сегодня государство в лице своих органов рассматривает человека, в основном, как объект своей деятельности и весьма слабо оценивает его как субъекта отношений в сфере общественной и личной безопасности, что может привести к негативным последствиям.
Может наступить отторжение органов общественной безопасности от государства, при слабой осознанности своей зависимости от общества, появляется тенденция превращения этих органов в самодовлеющую силу, концентрирующую свое внимание на чисто профессиональных аспектах деятельности, а долг перед обществом все меньше осознается как основа жизнедеятельности самой системы, в конечном счете, происходит пренебрежение судьбой личности как объекта отношений уже и в сфере общественной безопасности.
Личность, ощущая свое бессилие и незащищенность, ищет иные пути самозащиты (железные двери и домофоны в квартирах, приемы самозащиты и телохранители, оружие и помощь представителей криминального мира и т. п.). В результате система государственной и общественной безопасности начинает рассматриваться личностью либо с равнодушием, либо как враждебная сила. В обществе постепенно, под воздействием явлений социального и духовного характера, пренебрежения жизнью и безопасностью личности, начинает утверждаться культ жестокости и насилия.
- Информация как основа государственного управления
- Классификация информации
- Основные требования к информации
- Источники информации
- Национальные интересы и безопасность
- Национальные интересы и безопасность России
- Национальная безопасность, ее определения
- Уровни обеспечения национальной безопасности
- Основные угрозы безопасности России
- Информационная безопасность
- Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере
- Информационная война
- Информационное превосходство в обычных и информационных войнах
- Информационное оружие
- Принципы, основные задачи и функции обеспечения информационной безопасности
- Функции государственной системы по обеспечению информационной безопасности