logo
информация и ИБ

Национальные интересы и безопасность

Основанием для определения содержания национальной без­опасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных инте­ресов — осознанных потребностей нации в самосохранении и разви­тии.

Под интересом понимается причина действий индивидов, соци­альных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Интересы различают:

а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

б) по направленности (экономические, политические, духовные);

в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);

г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);

д) по отношению к объективной тенденции общественного раз­ вития (прогрессивные, реакционные, консервативные);

е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, крат­косрочные);

ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).

Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособле­ние племенных, а затем государственных и национальных общнос­тей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше -не наше.

Но ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже XVIII и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств. Вы­работанные европейской цивилизацией концепции национальных интересов как совокупности общих интересов граждан национального государства и национальной безопасности, как системы госу­дарственной защиты этих интересов, личности, собственности, основываются на реально существующем в развитых странах граж­данском обществе. Признанные к концу XX века практически во всем мире демократические институты обеспечивают приближение к такому порядку, при котором народ если и не полновластно рас­поряжается своей судьбой, то, по крайней мере, не целиком лишен такой возможности.

В дореволюционной России концепция национальных интере­сов имела форму утверждения монархического строя. Тогда сущ­ность государства определялась формулой «самодержавие -- право­славие --народность». После Октябрьской революции 1917 года концепция национальных интересов оказалась невостребованной уже из-за ориентации на интернационализм. Таким образом, можно считать, что" к моменту распада СССР в 1991 году в России отсутст­вовала целостная концепция национальных интересов и их защиты.

В идеологии Советского государства доминирующее положение среди всех интересов занимали классовые интересы, что объясня­лось известным положением марксистско-ленинской философии об объяснении всех интересов, исходя из классовых: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиоз­ными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обе­щаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Следует от­метить, что даже с появлением таких понятий, как «новая социаль­ная и интернациональная общность людей - - советский народ», национальные интересы как общенародные интересы не были опре­делены, хотя это логично бы вытекало из изначального понимания «интереса» (нужды, потребности) и «нации» (лат. natio - - народ). Предполагалось, что «после полной победы коммунизма всесторон­нее сближение наций приведет к постепенному исчезновению на­циональных различий».

Нация понималась только исходя из значения в узком смысле, как «исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности», и рассматривалась лишь как состав­ная часть народа наряду с народностями. Вместо национальных ин­тересов руководством правящей партии и страны на этапе горбачев­ской перестройки были предложены «общечеловеческие ценности» в качестве главного национального приоритета.

Центральной проблемой в определении национальных интере-' сов является установление их объектного состава. Характерно, что в отличие от английского языка, допускающего употребление понятия Nation в качестве синонима понятия State, в русском языке два эти понятия — нация и государство — четко различаются. И мно­гие теоретики при определении понятия национальных интересов исходили из потребностей страны, но в дальнейшем понимали под национальными интересами наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых обес­печивает их существование и развитие и которые поэтому являются важнейшими целями внутренней и внешней политики. В то же время в этом понятии национальных интересов отсутствуют по­требности личности как основа интересов человека. Следует при­знать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забыва­ют включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной и общест­венной безопасности.

Таким образом, исходя из предложенных определений и класси­фикации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает нация, что не равнозначно общена­родному интересу. Поэтому необходимо рассматривать понятие «нация» в широком смысле как равнозначное «народу», а национа­льные интересы определять исходя из степени их общности. Неко­торые ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные интересы».

Существует различие между государственными и общественны­ми потребностями людей, влияющими на формирование нацио­нальных интересов. Повсюду в мире, в том числе в странах, облада­ющих многовековыми демократическими традициями, существует большая или меньшая степень расхождения между тем, как понима­ют национальные интересы элита и «простой народ», правящие круги и оппозиция. У бюрократического аппарата, составляющего костяк государственного механизма, имеются собственные интере­сы, далеко не всегда совпадающие с потребностями общества и ин­тересами граждан. В России больше, чем где-либо, государственный интерес издавна доминировал над общественным, первое место сре­ди приоритетов однозначно отдавалось могуществу российской дер­жавы, а не благосостоянию ее граждан. Такой подход сохранялся и в советское время. Демократические реформы 80—90-х годов, поло­жив начало формированию гражданского общества, создали пред­посылки для того, чтобы в понимании национальных интересов, а значит в формулировании задач внутренней и внешней политики, достигался разумный баланс между непосредственно «державными» и общественными потребностями, принимались во внимание интересы различных социальных групп, частные интересы и права граж­дан в их совокупности.

Во второй половине 1990-х годов было проведено множество исследований, конференций, семинаров, слушаний, итогом которых стали проекты, программы и концепции по этой теме. Среди них можно выделить проект «Политика национальной безопасности Российской Федерации» (1996—2000), подготовленный в Россий­ском научном фонде. В научном докладе, подводящем итоги иссле­дований, авторы проекта предложили решение на основе своего по­нимания общенациональной идеи, национальных интересов, цен­ности, целей и приоритетов. В качестве общенациональной идеи предложено считать «возрождение российского государства, обуст­ройство России, живущей в согласии с собой и с окружающим ее миром», высшим национальным интересом и социальным идеалом России -— «обеспечение развития человека, устойчивого роста уров­ня его жизни и .благополучия на основе соблюдения его прав и сво­бод», которые в свою очередь названы «высшей ценностью», как общенациональная цель -— обеспечить «достойный уровень и каче­ство жизни каждого», как главный приоритет государства — разви­тие его граждан. Как видно даже из этого перечисления, главной особенностью проекта является заявленный приоритет интересов человека перед общественными и государственными.

В то же время авторы другого проекта концепции обеспечения безопасности личности, общества, государства считают, что «опре­деление общенациональных интересов России должно основывать­ся на признании жизненно важных интересов личности, общества и государства в их ^динамике и необходимости их реализации на сба­лансированной основе» [21].

К числу нерешенных пока проблем следует отнести и соотноше­ние интересов по срокам их реализации (долгосрочные, среднесроч­ные, краткосрочные) — об актуальности этой проблемы говорит то обстоятельство, что пока ни один из заявленных национальных ин­тересов в современной России не реализован в установленные сро­ки; и отношение интереса к информации, о чем писал еще К. Маркс: «идея неизменно посрамляла себя, как только она отде­лялась от интереса» и на что указывает само понятие «интерес» во втором его значении — желании вникнуть в суть, узнать, понять, то есть здесь требует осмысления возможность использования органи­зующей— внешней информации как средства организации социаль­ных систем.

К важным проблемам относится соотношение национальных ин­тересов и национальной безопасности. С одной стороны, безопасность понимается как защищенность самих национальных интересов. С другой стороны, безопасность сама может быть определена как наиболее важный национальный интерес, поскольку обеспече­ние безопасности -- непременное условие выживания страны, без чего невозможно достижение любых других целей. В то же время в условиях кризисного характера развития общественных процессов в нашей стране существует реальная опасность слияния предметов национальных интересов и собственно национальной безопасности. В результате возникла тенденция включать в это понятие едва ли не всю проблематику жизни и деятельности современного общества.