logo search
лекция по угол праву

8.1. Общая характеристика преступлений в сфере служебной деятельности

Преступления в сфере служебной деятельности пред­ставляют собой общественно опасные деяния (действия или бездействия), совершаемые должностными лицами с использованием предоставленных им законом прав и полномочий вопреки интересам службы либо путем не­исполнения или ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей, которые причиняют существен­ный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государ­ственных либо самоуправляющихся органов, предприя­тий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. Таким образом, признаками преступлений в сфере служебной деятельности, отличающими их от дру­гих преступных посягательств, являются:

1) эти преступления совершаются должностными ли­цами;

2) преступления заключаются в использовании этими лицами предоставленных им прав и полномочий вопре­ки интересам службы либо в неисполнении или ненадле­жащем исполнении своих должностных обязанностей;

3) они причиняют существенный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государственных либо самоуправля­ющихся органов, предприятий, учреждений или органи­заций независимо от форм собственности.

В раздел XVII Особенной части УК «Преступления в сфере служебной деятельности» помещены следующие преступления:

— злоупотребление властью или служебным положе­нием (ст. 364 УК);

— превышение власти или служебных полномочий (ст. 365 УК);

— служебный подлог (ст. 366 УК);

- служебная халатность (ст. 367 УК);

— получение взятки (ст. 368 УК);

— дача взятки (ст. 369 УК);

— провокация взятки (ст. 370 УК);

Переходя к характеристике преступлений рассматри­ваемой группы, следует обратить внимание на два обстоя­тельства:

во первых, в этот раздел включены не все преступле­ния, совершаемые в сфере служебной деятельности, а лишь те из них, которые являются общими, т. е. могут быть совершены любым должностным лицом. Преступления, которые могут быть совершены лишь должностными ли­цами, наделенными дополнительными специфическими признаками, расположены в других разделах УК (напри­мер, нарушение законодательства о бюджетной системе Украины (ст. 210 УК) — в разделе VII «Преступления в сфере хозяйственной деятельности», постановление судь­ей (судьями) заведомо неправосудного приговора, реше­ния, определения или постановления (ст. 375 УК) -- в разделе XVIII «Преступления против правосудия»);

во-вторых, расположенный в разделе «Преступления в сфере служебной деятельности» состав дачи взятки (ст. 369 УК) преступлением в сфере служебной деятельности не является, поскольку совершается общим субъек­том. Помещение его в рассматриваемом разделе вызвано лишь неразрывной связью с преступлением в сфере слу­жебной деятельности, предусмотренным ст. 368 УК — получение взятки.

Объектом преступлений в сфере служебной деятель­ности являются общественные отношения, обеспечиваю­щие нормальное функционирование государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. Дополнительным объектом отдельных преступлений могут быть личность, собственность, другие права и за­конные интересы граждан.

Для отдельных преступлений рассматриваемой груп­пы обязательным признаком выступает предмет — взят­ка (получение взятки — ст. 368 УК, дача взятки — ст. 369 УК, провокация взятки — ст. 170 УК), а также офици­альные документы (служебный подлог — ст. 366 УК).

С объективной стороны преступления в сфере слу­жебной деятельности, относящиеся ко взяточничеству (ст. 368-370 УК), и служебный подлог без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 366 УК) сформулированы как пре­ступления с формальным составом — они являются окон­ченными с момента совершения общественно опасного де­яния. Остальные преступления данной группы — злоупот­ребление властью или служебным положением (ст. 364 УК), превышение власти или служебных полномочий (ст. 365 УК), служебная халатность (ст. 367 УК) и квалифи­цированный вид служебного подлога (ч. 2 ст. 366 УК) — являются преступлениями с материальным составом. Мо­мент их окончания законодатель связывает с наступлени­ем общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда охраняемым законом правам, свобо­дам и интересам отдельных граждан, государственным либо общественным интересам, или интересам юридичес­ких лиц либо с причинением тяжких последствий.

Существенный вред охраняемым законом правам, сво­бодам и интересам отдельных граждан или государствен­ным либо общественным интересам, или интересам юри­дических лиц может быть выражен в:

- причинении материального ущерба — прямых ма­териальных убытков либо убытков в виде упущен­ной выгоды, которые в сто и более раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан ( п. 3 примечания к ст. 364 УК);

- причинении нематериального ущерба (существен­ном ограничении либо нарушении конституцион­ных прав и свобод человека и гражданина, подрыве авторитета или престижа органа государственной власти или местного самоуправления, длительном нарушении работы предприятия, учреждения либо организации и др.);

- причинении материального ущерба, соединенного с причинением нематериального ущерба.

К тяжким последствиям при совершении преступле­ний в сфере служебной деятельности (ч. 2 ст. 364, ч. 3 ст. 365, ч. 2 ст. 366 и ч. 2 ст. 367 УК) относятся: причинение материального ущерба на сумму, которая в двести пять­десят и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан (п. 4 примечания к ст. 364 УК), банкротство субъекта хозяйственной деятельности, создание аварийной ситуации, которая привела к челове­ческим жертвам и т.п.

Большинство преступлений, помещенных в раздел XVII Особенной части УК, могут быть совершены только пу­тем активных действий, и лишь злоупотребление влас­тью или служебным положением (ст. 364 УК) и слу­жебная халатность (ст. 367 УК) могут быть совершены как путем действий, так и путем бездействия.

Субъективная сторона этих преступлений характе­ризуется умышленной формой вины, за исключением служебной халатности (ст. 367 УК), которая может быть совершена и по неосторожности. Отношение должност­ного лица к наступлению тяжких последствий при со­вершении злоупотребления властью или служебным по­ложением (ч. 2 ст. 364 УК), превышения власти или слу­жебных полномочий (ч. 3 ст. 365 УК) и при совершении служебного подлога (ч. 2 ст. 366 УК) может быть как умышленным, так и неосторожным.

При совершении отдельных преступлений рассматри­ваемого раздела обязательным признаком субъективной стороны является мотив: корыстные побуждения или совершение преступления в иных личных интересах или в интересах третьих лиц при злоупотреблении властью или служебным положением (ст. 364 УК), корысть при получении взятки (ст. 368 УК).

Субъектом рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо, за исключением дачи взятки (ст. 369 УК).

В соответствии с п. 1 примечания к ст. 364 УК должно­стными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а так­же занимающие постоянно либо временно на предприяти­ях, в учреждениях либо в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнени­ем организационно-распорядительных либо администра­тивно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. Пункт 2 примечания к данной статье указывает, что должност­ными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящего примечания.

Таким образом, закон устанавливает четыре вида дол­жностных лиц, которыми могут быть как граждане Укра­ины, так и иностранцы или лица без гражданства:

1) представители власти;

2) лица, занимающие должности, связанные с выполне­нием организационно-распорядительных обязанностей;

3) лица, занимающие должности, связанные с выполне­нием административно-хозяйственных обязанностей;

4) лица, выполняющие организационно-распорядитель­ные или административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию. -

К представителям власти относятся, в частности, ра­ботники государственных органов и их аппарата, кото­рые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения юридическими либо физи­ческими лицами независимо от их ведомственной при­надлежности или подчиненности (народные депутаты, судьи, прокуроры, работники милиции, инспектора госу­дарственных инспекций и др.).

Организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком ра­боты, производственной деятельностью отдельных работ­ников на предприятиях, в учреждениях или организаци­ях независимо от формы собственности. Такие функции исполняют, в частности, руководители министерств, иных центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместите­ли» лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и др.

Лицо является должностным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно

или по специальному полномочию при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или должностным лицом.

Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель ), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и др.) функции, могут признаваться должностными лицами лишь при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.