logo search
11 кл_обществоведение

Введение

Конституция нашего государства начинается торжественными словами преамбулы:

«Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь».

Каждый из нас, являясь гражданином Республики Беларусь, осознаёт ответственность за своё государство перед своей совестью, перед Историей.

Близится к завершению время вашей учебы в школе. Впереди самостоятельная жизнь, ответственный выбор дальнейшего пути. Вам предстоит определить профессию, общаться с новыми людьми, осваивать новые социальные роли. На каждом из этапов жизни вы заново будете осмысливать нерасторжимую связь со своей страной, своим народом.

Третий, завершающий раздел курса «Обществоведение», изучаемый в 11 классе, называется «Белорусское государство». Данный раздел имеет определенную внутреннюю логику построения. Прежде всего, вы будете изучать Конституцию Республики Беларусь. Это очень ответственный документ, который, кроме преамбулы, включает основную часть, состоящую из девяти разделов (некоторые из них разделены на главы). О значимости данных разделов можно судить уже по их названиям. Раздел I называется «Основы конституционного строя». Раздел II – «Личность, общество, государство». Раздел III – «Избирательная система. Референдум». Раздел IV – «Президент, Парламент, Правительство, суд». Раздел V – «Местное управление и самоуправление». Раздел VI – «Прокуратура. Комитет государственного контроля». Раздел VII – «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». Раздел VIII – «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Раздел IX – «Заключительные и переходные положения». Разделы и главы Конституции делятся на статьи; всего в ней 146 статей. Текст Конституции составляет основу Конституционного (или государственного) права.

Вам предстоит также рассмотреть основные отрасли права: гражданское, трудовое, административное, семейное, уголовное право, ознакомиться с деятельностью правоохранительных органов Республики Беларусь, их основными задачами. Знание этих вопросов, как и знание основ конституционного строя страны, прав и обязанностей граждан, избирательной системы и структуры органов государственной власти, является неотъемлемым условием формирования политической и правовой культуры личности.

При изучении данных вопросов важно учитывать, что юридическая наука отличается особой строгостью формулировок. Иногда они воспринимаются как суховатые или громоздкие, тяжеловесные, но мы не можем произвольно переделывать их на свой лад, если это угрожает искажением их смысла. Поэтому постарайтесь внимательно отнестись к ним. Дополнительные сведения можно получить в книгах, посвященных правовой системе Республики Беларусь. Некоторые из них названы в списке литературы, помещенном в конце учебного пособия.

Особый интерес и огромное значение для жизни каждого из нас представляет экономическая и социальная политика белорусского государства. В ходе ее изучения конкретизируется и дополняется материал, который вы изучали на уроках обществоведения в девятом и десятом классах – о социальной, экономической, политической и духовной сферах общественной жизни, о культуре человека и общества и т.д. Основная мысль этой части курса состоит в том, что благосостояние каждого отдельного человека, его экономическое и социальное благополучие основывается не только на его личной активности и предприимчивости, но и на взвешенной, научно обоснованной и гуманистически ориентированной политике государства, выражающего и отстаивающего общие интересы людей. При рассмотрении этих вопросов обязательно нужно привлекать факты, статистические данные, другие материалы, относящиеся и к республике в целом, и к отдельной области, городу, сельскому населенному пункту. Было бы неплохо, если бы вы подготовили доклады или сделали подборку материалов о практических задачах и конкретных результатах экономического и социально-культурного развития той местности, в которой вы живете, где трудятся ваши родители.

Далее вам предстоит уяснить взаимосвязь внутренних проблем жизни нашей страны и общих проблем современного мирового развития. Здесь будут широко использоваться уже известные вам сведения из географии, истории; привлекаются также материалы, почерпнутые из других наук, из средств массовой информации. Современная международная жизнь весьма сложна, противоречива; многое в ней вызывает озабоченность, порой даже тревогу, но есть и такие явления, которые обосновывают исторический оптимизм, рождают чувство гордости за нашу страну.

Вам предстоит освоить немало новых понятий, научиться использовать их при характеристике конкретных событий, процессов общественной жизни, особенностей политического курса белорусского государства, его действий, направленных на защиту наших национальных интересов, укрепление дружбы и добрососедства с сопредельными странами, тесных экономических и культурных связей со всеми регионами планеты. Каждому из вас нужно глубоко осознавать взаимозависимость всех частей современного мира, учитывать стремительность происходящих в нем изменений и неоднозначность их последствий. Для правильного истолкования таких явлений и событий не годятся застывшие, догматические понятия. Знания и выводы, относящиеся к современной социальной действительности, постоянно уточняются и порой серьезно пересматриваются. Подлинно научное мышление отвергает догмы.

Процессы глобализации, которым уделяется большое внимание в этом пособии, резко обостряют неустойчивость положения многих стран. В мировой экономике, в социально-политической и духовной сферах жизни современного мирового сообщества наблюдаются опасные кризисные явления. Вместе с тем постепенно вырисовывается новый мировой порядок, в котором не будет места гегемонизму и диктату одних стран и их группировок по отношению к другим, а благо человека будет признано высшей ценностью не только на словах, но и на деле.

Для того чтобы этот новый мировой порядок стал реальностью, необходимы усилия не только профессиональных политиков, но и миллионов рядовых граждан, осознающих общую ответственность за исторические судьбы человечества, за будущее своих стран, народов, их самобытных культур. Действуя разрозненно, эти сложные задачи не решить. Поэтому так важно укреплять общественное согласие, совершенствовать демократические механизмы управления общественной жизнью, формировать у людей по-настоящему государственное мышление.

Сила нашего государства – в поддержке его граждан, в сознательности и ответственности их действий, опирающихся на глубокие знания современной общественной жизни. На это и нацелен изучаемый вами курс обществоведения.

Вопросы и задания:

  1. Прокомментируйте содержание преамбулы Конституции Республики Беларусь, раскройте смысл каждого из ее положений.

  2. Назовите разделы Конституции Республики Беларусь. Постарайтесь объяснить порядок их расположения, их взаимную связь.

  3. Согласны ли вы с тем, что сознательный гражданин обязан знать и выполнять законы своей страны? Не означает ли это, что все мы должны быть юристами?

  4. Какие направления политики нашего государства вызывают у вас наибольший интерес? Почему?

  5. Какие изменения, происходящие в современном мире, на ваш взгляд, являются самыми значимыми? Свой ответ аргументируйте.