§13. Белорусская социально-экономическая модель
Основные показатели национальной экономики. Существуют экономические показатели, которые характеризуют состояние экономики в каждой стране. Они позволяют сравнивать экономики разных стран, анализировать экономические процессы, оценивать эффективность экономической деятельности и государственной экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, который исчисляется как в абсолютных величинах, так и в расчете на душу населения; качество и состав трудовых ресурсов: доля занятых высококвалифицированным трудом, распределение работников по отраслям производства и т.д.; доля наукоемких и высокотехнологичных отраслей в структуре производства. Есть также специальные экономические показатели, например, производительность труда, материалоемкость и энергоемкость производства, прибыль и рентабельность.
Важным критерием развития национальной экономики является совокупность показателей, отражающих уровень социальной защиты человека (размеры пенсий, пособий по безработице, доступность и качество медицинской помощи и т.д.). От уровня развития национальной экономики зависит также состояние системы образования, его доступность, качество, соответствие потребностям человека, общества, государства.
Эффективность национальной экономики непосредственно выражается в таких показателях, как темпы экономического роста и тип экономического роста. Экономический рост – это положительная динамика экономики. Экономический рост бывает экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный (от лат. extensivus– расширяющий) рост – это количественное увеличение экономических показателей за счет привлечения дополнительных ресурсов. Интенсивный (от лат. intensio – напряжение, усиление) рост обеспечивается за счет качественного совершенствования факторов производства, использования достижений научно-технического прогресса. Эффективность производства – это соотношение затрат, которые понес производитель в процессе производства, и результатов, которые он получил в виде определенного дохода.
Любая национальная экономика имеет особенности, которые обусловлены спецификой географической среды, наличием тех или иных природных ресурсов, общественными традициями, менталитетом населения, историческими различиями, особенностями организации политической власти. По поводу похожих проблем правительства в различных государствах принимают неодинаковые решения, например, по-разному используют имеющиеся ресурсы, устанавливают различные налоги, вводят пошлины на товары. Поэтому и результаты экономической деятельности во всех странах разные.
Чтобы понять особенности белорусской социально-экономической модели развития, необходимо знать условия ее становления.
В течение многих десятилетий наша республика находилась в составе Советского Союза. Экономика нашей страны, во-первых, была неотъемлемой частью единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза; ее структура была ориентирована на вывоз продукции в другие регионы. Во-вторых, экономика Советского Союза носила планово-централизованный, командный характер. Она управлялась из единого центра. Ее экономической основой были государственная форма собственности и централизованное распределение природных, материальных, людских ресурсов. Она развивалась по экстенсивному пути.
Эти особенности предопределили основные направления экономической реформы, которая стала неизбежной, когда произошел распад Советского Союза, и наша республика обрела самостоятельность. Одно из направлений этой реформы составили меры по преодолению последствий разрыва хозяйственных связей, вызванного распадом единой экономики Советского Союза. Второе направление – мероприятия по созданию новой экономической системы, основанной на разных формах собственности, в том числе и на частной. Третье направление было связано с технической и технологической модернизацией производства, повышением его эффективности.
Глубокий системный кризис, возникший после распада СССР, наша страна преодолевала иначе, чем некоторые другие образовавшиеся при этом страны: не путем ускоренной приватизации собственности, а на основе постепенного вхождения в рынок, при сохранении сильной регулирующей роли государства.
Путь реформ не был легким, но сегодня ситуация в стране совсем иная, чем была в начале 90-х годов прошлого столетия. Беларусь стала одним из первых государств - участников СНГ, которое к началу XXI века достигло и превысило уровень докризисного 1990 года. В настоящее время основные показатели белорусской экономики позволяют говорить о существенных успехах в развитии нашей страны. В 2007 году Республика Беларусь впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития. За последние 10 лет валовой внутренний продукт вырос более чем в два раза и к маю 2009 года достиг почти 50 триллионов рублей. За это же время в 2,5 раза возросло производство промышленной продукции, в 4,5 раза увеличился розничный товарооборот, реальные денежные доходы населения возросли в 3,4 раза. Страна производит много высококачественной бытовой техники: холодильников, стиральных машин, газовых плит, пылесосов, телевизоров и мониторов, в том числе жидкокристаллических. Высокого уровня развития достигло белорусское машиностроение (производство автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, троллейбусов и т.д.). Наша страна имеет торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира, экспортирует свои товары в 130 стран. Устойчиво развивается сельскохозяйственное производство, растет урожайность зерновых. В настоящее время она составляет около 40 центнеров с гектара. Увеличивается производство продукции животноводства. Резко возросли инвестиции в экономику страны. В 2000 – 2005 годах этот показатель составил 20 млрд. долларов США; в течение 2006 – 2010 годов намечено инвестировать 80 млрд.
Но проблем еще много, и для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями и выдерживать жесткую конкуренцию на мировых рынках, Беларусь должна максимально использовать все свои сильные стороны: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие некоторых полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, сильное сельское хозяйство, высокий образовательный уровень населения, многовекторные внешнеэкономические связи.
Главная стратегическая задача современного этапа – обеспечить устойчивое интенсивное социально-экономическое развитие страны.
Приоритеты социально-экономического развития. Приоритетными направлениями социально-экономического развития республики являются:
– всестороннее гармоничное развитие человека, совершенствование системы образования, формирование эффективной системы здравоохранения. В современных условиях важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации, а также его здоровье.
– переход на инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;
– наращивание экспортного потенциала страны;
– развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
– развитие малых и средних городов, жилищное строительство.
Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены более подробно в последующих параграфах.
Социально-ориентированная рыночная экономика. В современном мире государство является важнейшим фактором развития национальных экономик. Только государство может сдерживать проявления негативных последствий стихийного рыночного развития экономики. Только государство может обеспечить должную организацию производства тех благ и услуг, которые потребляются членами общества совместно (общественный транспорт, дороги, линии электропередач, содержание вокзалов, парков, организация деятельности «чрезвычайных служб» и т. д.). Только государство может социально защитить тех граждан, которые не могут конкурировать на рынке труда. Этим обусловлена необходимость государственного регулирования экономических и социальных отношений.
Во всех решениях, которые принимаются органами государственной власти, подтверждается стремление белорусского государства реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики.
Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономики, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей социальных расходов в государственном бюджете, участием работников в управлении производством. Они сочетают свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.
Белорусская социально-экономическая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной сферы, сохранении в руках государства значительной доли собственности, совершенствовании механизма перераспределения доходов, за счет которого обеспечивается развитие государственного сектора экономики и осуществляется социальная защита и поддержка многих слоев общества.
Совокупность мероприятий, которые проводит государство по развитию социальной сферы общества, составляет содержание социальной политики государства.
Главная задача социальной политики — это обеспечение благоприятных условий для развития всех общественных групп, гармоничного взаимодействия между ними, достижение баланса их интересов. Такая деятельность способствует достижению общественной стабильности.
Социальная политика белорусского государства включает в себя политику в области доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние); политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.). Она включает также социальную поддержку и защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.), развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). Элементами социальной политики являются также меры по развитию современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание), семейная, молодежная политика государства, миграционная политика.
Основные принципы социальной политики белорусского государства на современном этапе определены в Посланиях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь:
«Беларусь – государство для человека. Наше кредо – сильная социальная политика. От этой политики мы не отступим…
…Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения...
…Социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. В безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети-сироты. Другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужна рука помощи, чтобы встать на ноги, а не пожизненное содержание…
…Важно, чтобы в сознании у каждого прочно укоренилось понимание –государство в отношении трудоспособного человека имеет единственную обязанность: создать условия для того, чтобы он мог проявить полезную инициативу и заработать».
Успешное функционирование социально ориентированной рыночной экономики создает условия для формирования среднего класса. Количественные показатели, по которым люди причисляются к среднему классу, имеют особенности в различных странах, но чаще всего в состав среднего класса входят врачи, государственные служащие, владельцы малых предприятий, квалифицированные рабочие, преподаватели вузов и научные сотрудники, крестьяне и фермеры, другие люди с достаточно высоким уровнем доходов и прочным общественным положением.
В современных развитых государствах, как правило, средний класс составляет около 60% населения. Наличие такой мощной прослойки между богатыми и бедными не позволяет разрастаться социальным конфликтам, способствует стабильности в обществе.
Вопросы и задания:
Назовите основные показатели развития национальной экономики. Раскройте их сущность. Охарактеризуйте развитие экономики Республики Беларусь в конце первого десятилетия XXI века. Используя местную периодическую печать, охарактеризуйте основные показатели экономического развития вашего региона (района, области).
Каковы были основные направления экономических реформ в республике после распада СССР? Чем они были обусловлены? В чем заключались особенности экономических реформ в нашей республике по сравнению с другими государствами СНГ?
Назовите важнейшие, на ваш взгляд, факторы устойчивого интенсивного социально-экономического развития нашей республики на современном этапе. Свое мнение обоснуйте (используйте материал 5 из раздела «Документы и материалы к теме 3»)
Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в XXI веке? Чем, по вашему мнению, обусловлена их первостепенная значимость для нашей страны?
Охарактеризуйте особенности белорусской социально-экономической модели развития (используйте материал 1 из раздела «Документы и материалы к теме 3»).
Каковы задачи и основные направления социальной политики белорусского государства?
- Обществоведение Белорусское государство
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Конституция Республики Беларусь
- §1. Основной закон государства
- §2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- §3. Выборы и референдумы
- §4. Органы государственной власти Республики Беларусь
- §5. Конституционные права и обязанности граждан
- Практикум «… Гражданином быть обязан»
- Документы и материалы к теме 1
- 3. Прочитайте информацию о государственных символах Республики Беларусь. Ответьте на вопросы. Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Всеобщая декларация прав человека Преамбула
- Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»
- Тема 2. Основные отрасли права
- §6 Гражданское право
- §7. Основы трудового права
- §8. Основы семейного права
- § 9. Основы административного права
- §10. Уголовное право
- §11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
- Практикум «Молодежь и право»
- 1. Сравните мораль и право. Заполните таблицу. Сделайте выводы и приведите примеры
- 5. Нормы какого права нарушены в следующих ситуациях?
- Документы и материалы к теме 2
- Урок обобщения
- Тема 3. Политика белорусского государства
- §12. Социальный портрет Беларуси
- §13. Белорусская социально-экономическая модель
- §14. Инновационное развитие страны
- §15. Региональная и аграрная политика
- §16. Национальная и конфессиональная политика
- §17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
- § 18. Молодежная политика
- Практикум «Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси»
- Документы и материалы к теме 3
- Урок обобщения
- Тема 4. Беларусь в современном мире
- §19. Облик современного мира
- §20. Система международных отношений
- §21. Глобальные проблемы современности
- §22. Горизонты информационного общества
- §23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
- §24. Будущее человечества
- Практикум «Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке»
- 14. Из Ежегодного Послания Президента Беларуси а.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2008 год):
- Документы и материалы к теме 4
- Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.)
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные понятия
- Литература
- Иллюстративный материал