Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам специалиста по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это не может быть ни одномерная модель, описывающая достаточно простой вид деятельности, ни абстрактная модель, служащая обобщением свойств целого класса родственных деятельностей. Это должна быть модель сложноорганизованной деятельности, включающей в качестве элементов другие виды деятельности. Поэтому модель компетентности специалиста по персоналу представляет собой многоролевой профессиональный профиль.
Что необходимо учитывать при разработке профессионального профиля специалиста по персоналу?
При построении многоролевого профессионального профиля специалиста по персоналу необходимо идентифицировать:
• сохраняющиеся и предвидимые в будущем тенденции (в организации бизнеса, промышленности, рыночной среде, технике и технологии), которые способны существенным образом повлиять на функциональные характеристики деятельности специалиста по персоналу;
• множество ключевых “зон ответственности” специалиста по персоналу;
• наиболее важные задачи и результаты работы с точки зрения самого специалиста по персоналу;
• критерии эффективности его деятельности для каждой ключевой функции;
• конструируемый блок основных способностей и других умений и навыков, необходимых для выполнения каждой ключевой функции и достижения результата деятельности специалиста по персоналу;
• специфичное для деятельности специалиста по персоналу поведение, в котором проявляется его компетентность.
Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии специалиста по персоналу.
1. “Кадровый стратег” – член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).
2. “Руководитель службы управления персоналом” – организатор работы кадровых подразделений.
3. “Кадровый технолог” – разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для специалиста по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).
4. “Кадровый инноватор” – руководитель, лидер – разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.
5. “Исполнитель” – специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.
6. “Кадровый консультант” (внешний или внутренний) – профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.
Исследователями было предложено множество характеристик компетентности специалиста по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей специалиста по персоналу. Эти 11ключевых областей компетентности были объединены в три группы.
Личная порядочность
Этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
Добросовестность – высокие требования к результатам своей работы.
Рассудительность – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность
Результативность – ориентация на конечный результат.
Настойчивость – способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
Преданность организации и деловая ориентация – готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
Уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки командной работы
Командная ориентация – понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
• Контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
• Коммуникабельность – умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
• Умение слушать – способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.
Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы специалиста по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):
Этичность.
Коммуникабельность.
Умение слушать.
Контактность.
Командная ориентация.
Добросовестность.
Рассудительность.
Результативность.
Настойчивость.
Уверенность в себе.
Преданность организации и деловая ориентация
29. Мотивация поведения и результатов труда персонала.
Решающее влияние на успешность организации оказывает трудовое поведение ее персонала.
Что собой представляет эффективное трудовое поведение работника? Оно предполагает, что человек надежно и добросовестно исполняет свои обязанности, готов во имя интересов дела и своего коллектива в условиях меняющейся ситуации и возникающих требований выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, сотрудничество и помощь; что он удовлетворен своей работой и не собирается менять ее. Обычно в таких случаях говорят, что человек трудится добросовестно, что он болеет за дело.
Мотивации — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.
В основе трудового поведения лежат мотивы: внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы.
Основные мотивы побуждения работника к добросовестному труду:
- увлеченность профессией, своим делом.
- ориентация на получение максимального материального вознаграждения.
- осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально привлекающей работника.
Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений).
Материальная заинтересованность— один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности. Удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько даже от размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда.
Социальная значимость труда— понимание общественной полезности выполняемой работы. Отношению к работнику руководителя, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят ли в организации добросовестный труд? Западные психологи и социологи предлагают несколько иную систему факторов, определяющих чувство удовлетворенности работой.
1. Рабочая среда.Среда в которой выполняется работа, может существенно влиять на отношение и энергию работников.
2. Вознаграждение.Оно включает в себя зарплату и прочие выплаты, выходные дни и дополнительные льготы.
Дополнительные льготы получили в последние годы широкое распространение. Мы видим, как компания предлагает многие из следующих выгод, обычно имеющих для служащих больше ценности, чем эквивалентный объем заработка: жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни и от несчастных случаев, оплаченное питание, возможности для развлечения, бесплатные товары, предоставление одежды, проведение диспансеризации и лечения, программы участия в прибыли, низкопроцентные кредиты, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служащих и их семей, социальные функции.
3. Безопасность.Люди редко дают максимум возможного в атмосфере отсутствия безопасности.
4. Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных способов увеличить вклад людей в работу организации. Развитие и опыт неразделимы, и, невозможно найти замену возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще больших достижений.
5. Чувство причастности.Ощущение полезности их работы.
6. Интерес и вызов.Стремление добиваться значительных результатов. Большинству людей требуется работа, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников.
Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение.
- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.