logo search
LEKorgbiz

2. Договорные отношения между туроператором и турагентом

Турагентская деятельность по сути является посреднической. Посредники - это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Посредники юридически независимы от производителей, потребителей и иных посреднических организаций. Любая посредническая деятельность ведется ради получения прибыли. И хотя посредники взимают плату за свои услуги, их деятельность дает следующие преимущества продавцам и покупателям:

• посредники, действуя в определенном секторе рынка, специализируясь на определенном наборе товаров и услуг, быстрее чем сами поставщики, могут найти потенциального покупателя, обеспечивая тем самым ускорение оборачиваемости капитала.

• посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т.е. авансируют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии оборачиваемости производственного капитала;

• посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена,

• посредники способствуют повышению эффективности рекламы товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;

Виды посредников:

Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами.

Поверенные — посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (см. гл. 49 ГК РФ).

Агенты — посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см. гл. 52 ГК РФ).

Дистрибьюторы (перепродавцы) — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи. В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов особо не регулируются, однако Международная Торговая Палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт. Дистрибьюторы подписывают с продавцами контракты купли-продажи, приобретая товары в собственность, а затем сбывают эти товары на рынке покупателям непосредственно или через все виды посредников и агентов.

Структура и содержание посреднических договоров

Посреднические соглашения обычно включают следующее

1 определение сторон.

2 предмет соглашения.

3 Договорная территория и товарная номенклатура.

4 Положение посредника на рынке. 5. Права и обязанности посредника.

6 Права и обязанности продавца (покупателя).

7. Вознаграждение посредника.

8. Защита интересов посредника и продавца (покупателя).

9. Порядок предъявления и урегулирования претензий.

10. Санкции за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.

11 Форс-мажорные обстоятельства.

12. Порядок арбитражного разбирательства споров.

13. Срок действия, порядок продления и расторжения соглашения.

14. Состав соглашения.

15. Юридические адреса сторон.

16. Подписи сторон.

В зависимости от конкретных условий практической работы на рынке стороны могут сокращать или дополнять указанное содержание соглашений.

Посреднические соглашения могут заключаться между сторонамми на осуществление единичной операции по сбыту или приобретению одной партии товаров либо на длительный срок, предусматривающий взаимоотношения между сторонами при сбыте или закупке многих партий различных товаров в течение срока действия соглашения.

При заключении соглашения на единичную операцию разделы 5-8 содержат условия, отражающие специфику взаимоотношения сторон при торговле вполне определенными товарами, т.е. согласованные сторонами указания посреднику (или пределы полномочий посредника), в том числе следующие:

• характеристика товара и планируемый объем сделки;

• лимиты по срокам поставок;

• предельные максимальные или минимальные цены с указанием базисных условий;

• предельные сроки гарантий;

• условия расчетов за поставленные товары;

• требования к упаковке и маркировке товаров;

• порядок извещения об отгрузках;

• порядок дополнительных проверок качества товаров;

• порядок определения и выплаты вознаграждения посреднику;

• гарантии выплаты вознаграждения посреднику.

Соглашения на длительный срок, как правило, носят рамочный характер, т.е. содержат условия, общие при посредничестве в сбыте или приобретении различных товаров. В рамочные соглашения обычно входят указанные разделы с 1 по 16, за исключением тех, которые отражают специфику торговли определенным видом товара.

Условия, отражающие специфику посреднической деятельности с определенным видом товара, оформляются в виде дополнений к рамочному соглашению, содержат спецификацию товара и перечень пределов полномочий посредника, а также порядок определения, выплаты и гарантий получения вознаграждений посредником.

В заключительной части каждого дополнения следует указывать: «Все другие права и обязанности сторон, которые не отражены в настоящем дополнении, регулируются условиями рамочного Соглашения №__от «__»______19__года». Соглашения и дополнения к ним подписываются полномочными представителями сторон.

Выделяют три формы договоров:

1.Договор поручения – туроператор (доверитель) поручает турагенту (поверенному) заключить от имени доверителя договоры с потребителями.

«От имени доверителя» означает, что сторонами контракта являются продавец (доверитель) и покупатель, но подпись на контракте вместо доверителя ставит поверенный. «За счет доверителя» означает, что доверитель за свой счет поставляет и изготавливает товар, выплачивает вознаграждение поверенному. Платеж за товар получает непоредственно доверитель (Б.И. Синецкий). Вознаграждение поверенному доверитель выплачивает после получения выручки за товар. Основными формами платежа вознаграждения является банковские переводы или инкассо.

Если у поверенного нет уверенности, что доверитель выплатит ему положенное вознаграждение сразу после получения выручки от покупателя, то в соглашение необходимо включить условия:

• установить срок, в пределах которого доверитель после получения первого платежа от покупателя обязан выплатить поверенному вознаграждение;

• установить штрафные санкции за задержку в выплате вознаграждения с оговоркой, что их взыскание не снимает с доверителя обязательств в такой выплате;

• предусмотреть, что поверенный согласует с покупателем платеж выручки с безотзывного трансферабельного документар­ного аккредитива в размерах установленного вознаграждения на счет поверенного;

• в случае, если поверенному не удастся достичь с покупате­лем соглашения о платеже с трансферабельного аккредитива, до­веритель обязан до передачи ему оригинала контракта либо предо­ставить банковскую гарантию, либо открыть резервный аккреди­тив на сумму вознаграждения;

• если у поверенного есть достаточная уверенность в надеж­ности доверителя, то в соглашении можно предусмотреть выплату вознаграждения банковским переводом или инкассо.

2.Договор комиссии (посредник-комиссионер действует от своего имени но за счет комитента.

«От своего имени» означает , что комиссионер становится стороной контракта купли – продажи и несет ответственность перед покупателем.

Чтобы защитить свои интересы в части своевременного получения вознаграждения от комитента, комиссионер должен предусмотреть в соглашении условие, что выручка по контракту купли-продажи поступает от покупателя на счет комиссионера, который обязан перевести ее на счет комитента, уменьшив ее сумму на величину вознаграждения и другие расходы, понесенные в связи с исполнением поручения комитента. Если комиссионеру не удастся включить в соглашение это условие и у него нет уверенности в обязательности комитента, он должен настаивать на включении в соглашение одного из следующих условий:

• предоставления комитентом банковской гарантии выплаты вознаграждения;

• согласия комитента, что платеж за поставленный товар будет осуществлен покупателем с безотзывного трансферабельного аккредитива, предусматривающего частичный платеж в размере положенного вознаграждения непосредственно на счет комиссионера- t

3. Договор купли – продажи имущественных прав (турпродукта)

4. Агентский договор. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) сбыт или приобретение товаров от своего имени, но за счет принципала. По существу, агент в зависимости от поручений принципала может исполнять обязанности, сходные с обязанностями поверенного или комиссионера. Принципалы обязаны выплачивать агентам вознаграждения, покрывающие их расходы на исполнение обязательств и обеспечивающие получение ими прибыли не ниже средней нормы прибыли на вложенный в обращение капитал в странах или регионах, где действуют агенты.

В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности, организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при претензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения (обычно это 5—12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а также предусматриваются системы дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.

В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а также действующим законодательством.

Из Фз:

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:

условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;

полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;

условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;

порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;

условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;

взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.