3. Принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов
и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В положении «О безналичных расчетах» от 9 июля 1992 г. видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в данном положении.
Однако следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов:
4. срочность платежа. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
5.Обеспеченность платежа
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Срочный платеж может совершаться : - до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания услуг поставщиком (авансовый платеж); - немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; - через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных , текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления соответствующих документов.
Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.
Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском и местном бюджете. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы: - заявление об открытии расчетного счета по установленной форме; - документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); - копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально); - копия устава (нотариально удостоверенная); - документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт); - документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт); - две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные); - справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов; - справка о постановке предприятия на учет в пенсионный фонд; - регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по :
1.своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных переводов и т.п.);
2.по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента;
3. по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по текущим операциям клиента.
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (определенный процент от суммы выдаваемой наличности).
В договоре расчетно-кассового обслуживания предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.
В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны.
Расчеты с посредниками, продавцами, поставщиками тур. услуг носят безналичный характер и могут быть организованы в различных формах. Наиболее часто используемые следующие формы расчетов:
1.Расчеты платежными поручениями и банковскими переводами
2. Инкассовая форма расчетов
3. Аккредитивная форма расчетов
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные: - наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки; - наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика; - наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств; - назначение платежа (в чеке не указывается); - сумма платежа (цифрами и прописью).
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
- 1. Сущность и цели бизнеса
- 2. Виды бизнеса
- 3. Бизнес как система
- Лекция 2. Основные стадии организации туристского бизнеса План
- 1. Выбор сферы бизнеса. Этапы организации туристского бизнеса
- 2. Порядок создания нового туристского предприятия (организационного оформления туристского предприятия)
- 3. Факторы, определяющие выбор месторасположения туристского предприятия
- Лекция 3-4. Выбор организационно-правовой формы туристского предприятия План
- 1. Индивидуальное предпринимательство как форма организации бизнеса
- 2. Хозяйственные товарищества как форма организации туристского предприятия
- 3. Хозяйственные общества как форма организации туристского предприятия
- 5. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы туристского предприятия
- Лекция 5-6. Регистрация бизнеса План
- 1. Государственная регистрация при создании юридического лица
- 2. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров
- 3. Учредительные документы, документы, необходимые для постановки на учет в фондах
- 4. Перечни документов, необходимых для постановки на учет в фондах
- 5. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
- Лекция 7-8. Договорные отношения в туризме План
- Требования к составлению договоров
- 2. Договорные отношения между туроператором и турагентом
- 3. Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туруслуг
- 4. Финансовое обеспечение туроператоров
- Лекция 9-10. Организация безналичных расчетов в туристском бизнесе План
- 1. Общие основы организации безналичных расчетов
- 2. Необходимость распоряжения владельца счета для осуществления платежа
- 3. Принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов
- 2) Расчеты платежными поручениями
- 3) Использование аккредитивной формы расчетов для организации коммерческих расчетов
- 4) Расчеты по инкассо
- Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 5) Чековая форма расчетов
- Лекция 11-12. Упрощенная система налогообложения План
- Лекция 13-15. Поиск коммерческой недвижимости для организации туристского бизнеса План
- Пример:
- Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
- Проводит аукционы
- По продаже муниципального имущества
- 6) Требования к офису туристского предприятия