logo search
гр

40 Предоставление гражданам жилых помещений по договору соц найма

Социальный найм представляет собой некий весьма ограниченный, вариант использования жилищных помещений.

Прежнее законодательство основывалось на положениях прежней конституции, где указывалось, что государство обязуется обеспечивать граждан жилым помещением.

В настоящей Конституции другие права. У нас не закреплён принцип того, что государство обязуется обеспечивать граждан жильём. Там сказано, что государство содействует гражданам в улучшении жилищных условий.

В ныне действующем ЖК РФ закреплены условия, конкретные требования к этим гражданам, при которых граждане имеют права требования на заключения такого договора.

По общему правилу для получения такого жилого помещения надо, чтобы граждане нуждались в улучшении жилищных условий, а также одновременно граждане должны относиться к категории малоимущих.

Для отдельных категорий лиц, которые установлены федеральными законами или законами субъектов РФ, для них необходимо выполнение одного критерия – нуждаемости.

Нуждающимися с точки зрения ЖК могут быть следующие категории граждан:

1) Лица, которые жилья не имеют. Вообще. Это лица, которые не являются собственниками жилого помещения или членами семей собственников, не являются нанимателями жилого помещения

2) Лица, которые проживают в жилых помещениях, непригодных для такового проживания, не отвечающих установленных требованиям.

3) Лица, которые проживают в квартирах, занятых несколькими семьями (коммунальные квартиры), если в составе семьи имеется некое лицо, страдающее тяжёлой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание с ними невозможно (к примеру, открытые формы туберкулёза).

4) Лица, которые имеют обеспеченность жилой площадью менее установленной нормы на человека. Есть разные нормы – нормы предоставления жилья, учётная норма.

Для получения такового жилья гражданин должен быть малоимущим.

Решение о признании гражданина малоимущим принимается органами местного самоуправления на основании законов.

Два критерия: наличие находящегося в собственности имущества и размеры его доходов.

Чтобы гражданин был малоимущим он должен получить решение муниципального органа о том, что он малоимущий.

Для того, чтобы граждане могли получить жилое помещение (подавляющая их масса находится в муниципальной собственности), то по месту жительства он обращается в орган местного самоуправления с документами, подтверждающие нуждаемость и то, что он малоимущий для постановки на учёт. А ещё должна быть справка, которая подтверждает, что он не ухудшал свои жилищные условия.

В ЖК есть норма, что если граждане в течение пяти лет до постановки на учёт намеренно ухудшили свои жилищные условия. Нужно получить для этого справку о сделках, заключённых с недвижимостью. НО!!! Мы не можем получить справку о сделках, только о правах на недвижимость. Но у нас также нет всероссийской базы… То есть, у нас что-то было и мы в течение пяти лет их продали – значит, ухудшили. Однако, наличие собственности в другом субъекте может и не стать известным в этом субъекте.

Если все органы представлены, то органы должны в 30 дней должны решение принять о постановке или не постановки на учёт. Не поставить на учёт они могут, если нет документов каких-то либо какие-то условия не выполнены.

Но есть не только очереди нуждающихся, но есть и граждане, которые имеют право на внеочередное предоставление жилья. Внеочередные – когда жилое помещение стало непригодным в связи со стихийным бедствием.

Орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении жилого помещения и на основании этого решения заключается договор социального найма.

Основания для признания решения недействительным: если представлены несоответствующие действительности сведения или были неправомерные действия должностных лиц (за взятку), или если очередь нарушена (тому, кто десятым стоял – дали, а тому, кто первым – нет).

Последствия недействительности: гражданин переселяется в ранее занимаемое помещение, а если невозможно – то ему предоставляется равноценное ранее занимаемому.