logo
гр

4. Последствия продажи вещи обремененной правами третьих лиц. Ответ-ть продавца и покупателя в случае неисполнения принятых на себя обязательств. Сроки обнаружения недостатков переданного товара.

Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Искл. составляют лишь случаи, когда имеется согласие покупателя принять товар, обремененный такими правами.

Пправа третьих лиц - имущ-ные права – вещные (право собственности или иное ограниченное вещное право) или обязательственные (права залогодержателя, арендатора и т.п.). Притязание – это требование третьего лица о его праве на товар. Если товар обременен правами третьих лиц либо имеются их притязания на него, продавец обязан предупредить покупателя об этом. Указанное уведомление и согласие покупателя на принятие товара, обремененного правами или притязаниями третьих лиц, являются обязательными условиями, при которых допускается передача такого товара продавцом покупателю.

Покупатель, обнаружив, что на приобретенное им имущ-во имеются права третьих лиц, о которых он не знал и не должен был знать, может предъявить продавцу, не поставившему его в известность относительно указанных обст-ств, требование об уменьшении цены товара либо о расторжении дог-ра купли-продажи и возмещении причиненных убытков.

Являющийся предметом дог-ра купли-продажи товар, в отношении которого имеются права третьих лиц, может оказаться истребованным этими лицами у покупателя. Для подобных случаев ГК устанавливает правило, обязывающее покупателя, к которому предъявлен иск об изъятии товара, привлечь продавца к участию в деле. Продавец же не вправе отказаться от участия в этом деле на стороне покупателя.

Ответ-ть продавца

1) В случае нарушения продавцом условия о передаче проданного товара и принадлежностей к нему покупатель вправе отказаться от исполнения дог-ра купли-продажи. При отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе требовать отобрания этой вещи и передаче покупателю либо возмещения убытков.

2) В случае нарушения условия о количестве товара покупатель вправе, потребовать передать недостающее кол-во товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

3) В случае нарушения условия о передаче товара, свободного от прав третьих лиц, покупатель вправе требовать уменьшения цены товара либо расторжения дог-ра купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.

4) В случае нарушения условия о качестве товара и передаче товара без упаковки (тары) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

• возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не м.б. устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и др. подобных недостатков покупатель вправе по своему выбору:

• отказаться от исполнения дог-ра купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

• потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим дог-ру.

Ответ-ть покупателя:

1) в случае, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с дог-ром купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов.

Сроки обнаружения недостатков переданного товара:

Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в установленные сроки.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, м.б. предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или дог-ром купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В случае, когда на комплектующее изделие в дог-ре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Если на комплектующее изделие в дог-ре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

В случаях, когда предусмотренный дог-ром гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответ-ть, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

5 Обязанность продавца по передаче товара надлежащего качества

Качество – некая система требований, которая определяет его характеристики. В Кодексе определения.

Требования к качеству можно договорно предусмотреть – 475 статья. Если в договоре требований к качеству нету, то товар должен быть пригоден для использования в тех целях, в которых этот товар обычно используется (то есть пригоден для обычного использования). В договоре может быть указана конкретная цель, для чего он приобретается. В этом случае товар должен быть пригоден для тех целей, которые определены договором.

В Кодексе довольно низкие требования к качеству. Единственная особенность – если продавец осуществляет предпринимательскую деятельность, то товар должен соответствовать неким обязательным требованиям к качеству. В кодексе в 469 статье говорится, что если продавец предприниматель, то товар должен соответствовать установленным законом требованиям. На сегодняшний день это ФЗ «О техническом регулировании» (его смотреть на текущую дату – вносились изменения). Основным требованием на сегодняшний день является «технический регламент», в них и закрепляются требования к качеству – но это с по сути с акцентом, связанных с требованиями безопасности.

На основе регламентов, во их исполнения могут приниматься другие документы – различные стандарты (государственные, отраслевые стандарты, стандарты предприятия…). Такие аббревиатуры, как ГОСТ, ОСТ… До введения закона о техническом регулировании они были основными, в дальнейшем технические регламенты займут ведущую роль. Кроме обязательных в ГОСТах могут быть какие-то рекомендации к качеству.

Если товар некачественный, то возникает возможность предъявить всяческие требования к продавцу. Здесь вопрос – за какие недостатки продавец отвечает, а за какие – нет. Кодекс говорит, что продавец несёт ответственность за недостатки товара, если он не предупредил об этих недостатках покупателя. По сути, даже если продавец не знает о недостатки, то всё равно он должен покупателя предупредить. Единственное, что его освобождает – прямое извещение о недостатке до заключения договора. В любой форме, но именно продавец должен доказывать, что он предупреждал. Тут не важно – явный или скрытый недостаток, видел ли покупатель этот недостаток… Это продавца от ответственности не освобождает. Ссылаться на «ну ты же видел, что брал». Также как и аргументы «это уценённая вещь». Единственное основание – «посмотрите, на этой вещи есть вот то-то, точно будете брать?». Раньше в двадцатых годах в кодексе было, что продавец отвечает за скрытые, а не явные недостатки.

В 475 статье претензии, которые может предъявить покупатель продавцу. В любом случае, покупатель может требовать по выбору три требования: либо соразмерно уменьшить цену на товар, либо устранить недостатки безвозмездно (отремонтировать, по сути), либо покупатель может взыскать свои расходы на восстановление. Эти права имеет любой покупатель и это ни от чего не зависит, и покупатель решает, что ему нужно, какой вариант выбрать и продавец не может ему навязывать.

Есть ещё, если товар имеет существенные недостатки. Если так, то к этому добавляется ещё два требования: либо заменить товар, либо отказаться от товара и потребовать возврата уплаченного за товар.

Кодекс даёт примерное определение «существенного недостатка». Это недостаток, который вообще не устраним. Тот, который проявляется повторно после устранения, точнее, неоднократно возникающие. В судебной практике два подхода: либо один и тот же недостаток должен проявляться, либо же признают допустимым недостатки разного характера. Кодекс допускает и ту, и другую трактовку, а официального толкования не имеется.

Ещё один вид существенных недостатков – это недостатки, которые требуют значительных затрат на их устранение. Это затрат времени, затрат средств на устранение этих недостатков (недостаток либо долго, либо дорого устранять).

Кодекс говорит дальше ещё и «и иные подобные недостатки». Что имел в виду законодатель объяснить невозможно. Формулировка нормы проста: есть общее правило (три права), есть исключения (если есть существенный недостаток), причём исключения всегда должны быть конкретными, дабы не сливаться с общим. Но вот здесь… В судебной практике не встречается, что это за иные подобные.

Кодекс говорит, что претензии по недостаткам можно предъявить в течение гарантийного срока – в тот период, пока есть гарантия на товар.

Определения гарантийного срока нет нигде.

Устанавливается гарантийный срок либо продавцом, либо изготовителем товара. В Кодексе нет на этот счёт никакой нормы, есть в Законе о правах потребителя. Смысл: если изготовитель установил гарантийный срок, то продавец может только увеличить гарантийный срок. Но это норма о розничной купле-продаже, но по очень условной аналогии…

Гарантийный срок начинает исчисляется с момента передачи товара. Исключения: сезонные товары.

Если товар вообще не мог использоваться по причинам, зависящим от продавца – когда покупатель не мог использовать (скажем, в период замены товара…) срок не течёт.

Гарантийный срок по общему правилу касается всего товара, на комплектующие и принадлежности. Но это правило сформулировано так, что на практике зачастую не соблюдается.Продавец не имеет обязанности установить гарантийный срок, это – его право.В том случае, когда гарантийного срока нет, то претензии по качеству могут быть установлены в разумный срок, но в пределах двух (2) лет. При этом если гарантийный срок меньше двух лет, то предъявлять претензии можно и после гарантийного срока, но в пределах этого разумного срока, не превышающего два года.

Единственный смысл гарантийного срока связан с бременем доказыванием. Гарантийный срок должен изменять бремя доказывания. Истекла гарантия – можешь предъявлять претензии, но порядок другой.

Если в течение гарантийного срока недостаток возник, то бремя доказывания возлагается на продавца. Это значит (476 статья), что продавец, чтобы не нести ответственность перед покупателем, должен доказать, что товар был испорчен самим покупателем, и недостатки возникли вследствие действий покупателя – это раз; либо вследствие действий третьих лиц; либо же вследствие непреодолимой силы.

Если же гарантийного срока нет – либо его вообще нет, либо он истёк, но в пределах тех двух лет. Тогда покупатель должен доказать, что недостаток возник до передачи товара либо по причинам, существовавшим до передачи. В этой ситуации при наличии спора назначается экспертиза.