logo
гр

52 Договор перевозки груза:понятие,общая характеристика,основные элементы.

По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его там уполномоченному на получение грузу лицу, а грузоотправитель обязан оплатить перевозку.

Договор двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (заключён с момента сдачи груза для перевозки).

Существует возможность и консенсуального договора перевозки, хотя по общему правило договор реальный. В ГК и КТМ (Кодексе торгового мореплавания) выделяется такой вид договора, как «чартер» (или договор фрахтования).

По договору чартера перевозчик обязуется предоставить для перевозки всю или часть вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. А грузоотправитель, соответственно, обязуется оплатить перевозку.

При перевозки практически все условия перевозки будут устанавливаться в зависимости от вида груза. Соответственно, реальный договор, потому как конструировался по принципу «будет груз – будет перевозка, определим условия». Однако если свойства груза не так уж принципиальны, то могут быть и чартерные перевозки.

По договору чартера: перевозчик обязуется из пункта «А» в пункт «В» довести что-то (неизвестно что), что будет располагаться в определённом месте.

Договор заключается путём оформления транспортной железнодорожной накладной для договора железнодорожной перевозке. Такая форма установлена.

Грузоотправитель на каждую перевозку обязан оформить накладную, которую грузоотправитель заполняет (за исключением нескольких граф, которые заполнятся грузоперевозчиком). Там указывается что за груз, куда едет, как едет, особые условия перевозки…

Для нас важен следующий момент: грузоотправитель несёт ответственность за достоверность сведений, указанных в накладной. Перевозчик имеет право проверять достоверность этих сведений, но, в любом случае, ответственность за достоверность несёт именно грузоотправитель.

Если в накладной не было указаний о том, что груз нужно перевозить при определённом температурном режиме, то за испорченный товар в этом случае не отвечает перевозчик, а всё – ответственность грузоотправителя.

Накладная состоит из четырёх листов, которая чисто внешне очень похожа. Первый лист – это сама накладная как таковая, второй лист – это дорожная ведомость. Третий лист – это корешок дорожной ведомости. Четвёртый лист – это грузовая квитанция.

В момент, когда выдаётся эта грузовая квитанция на накладной, на всех её четырёх листах, проставляется календарный штемпель с датой приёмки груза для перевозки и в этот момент договор перевозки груза и является заключённым.

Всё это оформление накладной и является моментом заключения договора перевозки. С этого момента начинается как таковая перевозка. До этого – предыдущий договор о подачи и предъявлении груза.

Эти документы накладной позволяют проследить весь путь груза от момента его приёмки и до момента выдачи.

Это самый обычный порядок, есть хотя и особые случаи – электронное оформление.

Товарно-транспортная накладная – основной вид такового документа, хотя обычно составляющие у них немного разные.

Помимо таких специальных товарно-транспортных документов, могут быть и договоры чартера. Но при морских перевозках может использоваться и специальная форма, специальный порядок оформления перевозки. На морском транспорте (и больше нигде нет) есть специальный документ, который называется коносамент. Это ценная бумага, и не просто товарно-сопроводительный, перевозочный документ, коносамент – это документ товарораспределительный. Коносамент позволяет определить судьбу товара, который находиться в процессе перевозки.

Существенные условия договора. Круг существенных условий привязан к оформлении накладной. Все обязательные графы в содержании перевозочного документа должны быть оформлены.

Стороны. Две стороны: грузоотправитель и перевозчик.