logo
гр

54 Ответственность сторон по договору перевозки груза

Грузоотправитель обязан оплатить перевозку. Как правило, оплата осуществляется до перевозки. Может быть ситуация, когда оплата будет внесена не полностью до начала перевозки. Есть случай, когда грузополучатель дооплачивает и есть норма, что груз не выдаётся до тех пор, пока грузополучатель не оплатит.

Грузополучатель не сторона договора, но должен получить груз. Он может отказаться от груза только если в процессе перевозки груз так сильно повредился, что его нельзя использовать по назначению.

Ответственность перевозчика.

1) Особенность: эта ответственность в большинстве случаев установлена в нормативном порядке. Традиционно в Кодексе устанавливается ответственность только возмещение убытков, иное можно установить в договоре. Но здесь же за конкретные нарушения есть ответственность.

2) Вторая особенности этой ответственности состоит в том, что в большинстве случаев эта ответственность императивная.

Есть 114 статья Устава ж/д транспорта, где написано: «любые соглашения перевозки с грузополучателями или грузоотправителями о снижении или устранении ответственности (всё, что отходит от требований устава) считаются недействительными».

3) Особенность с размерами ответственности.

В этих отношениях перевозчик всегда несёт ограниченную ответственность. Например, в случае утраты груза перевозчик обязан возместить стоимость утраченного груза, которая определяется исходя из, прежде всего, из объявленной ценности, если ценность не объявлялось – то столько, сколько была оценка в договоре поставки. Если нет – то по рыночной.Если груз повреждён – то возмещается та сумма, на которую её стоимость уменьшилась.

Ограниченная ответственность перевозчика.

Что же касается ответственности других лиц (грузополучателя, грузоотправителя, пассажиров и так далее) – то все они несут ответственность перед перевозчиком в полном размере, в полном объёме.

4) В большинстве случае ответственность перевозчика формулируется по принципу вины.Перевозчик несёт ответственность за не сохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение и так далее, произошла по обстоятельствам от него не зависящим и которые он предотвратить не мог.

По сути, из этой статьи 95 Устава получается, что перевозчик несёт ответственность вследствие его вины, а если он докажет, что вина отсутствует – значит, ответственности не будет.

Но с виной есть некие особенности. По общему правилу отсутствие вины должен доказывать правонарушитель.

Однако перевозчик освобождается от ответственности, если:

5) И ещё один нюанс.

В Кодексе Торгового Мореплавания есть такое понятие, как «общая авария».По сути своей под общей аварией понимаются некие убытки, которые являются следствием намеренных и разумных действий, направленных на спасение судна, груза, фрахта от общей опасности.