logo
гр

53 Особенности заключения договора перевозки груза. Перевозочные документы

Договор заключается путём оформления транспортной железнодорожной накладной для договора железнодорожной перевозке. Такая форма установлена.

Грузоотправитель на каждую перевозку обязан оформить накладную, которую грузоотправитель заполняет (за исключением нескольких граф, которые заполнятся грузоперевозчиком). Там указывается что за груз, куда едет, как едет, особые условия перевозки…

Есть утверждённые правила заполнения этих накладных.

Для нас важен следующий момент: грузоотправитель несёт ответственность за достоверность сведений, указанных в накладной. Перевозчик имеет право проверять достоверность этих сведений, но, в любом случае, ответственность за достоверность несёт именно грузоотправитель.

Накладная состоит из четырёх листов, которая чисто внешне очень похожа. Первый лист – это сама накладная как таковая, второй лист – это дорожная ведомость. Третий лист – это корешок дорожной ведомости. Четвёртый лист – это грузовая квитанция.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель представляет эту накладную из четырёх листов состоящую. Для удостоверения именно принятия груза грузоотправителю выдаётся четвёртый лист на руки (грузовая квитанция) и о том, что он сдал груз и ему эта квитанция выдана он расписывается в третьем листе – в корешке дорожной ведомости. Вот этот третий лист остаётся на железной дороге отправления, а первые два листа – они следуют с грузом.

В момент, когда выдаётся эта грузовая квитанция на накладной, на всех её четырёх листах, проставляется календарный штемпель с датой приёмки груза для перевозки и в этот момент договор перевозки груза и является заключённым.

Всё это оформление накладной и является моментом заключения договора перевозки. С этого момента начинается как таковая перевозка. До этого – предыдущий договор о подачи и предъявлении груза.

На станции назначения груз и первый лист накладной выдаются получателю груза. О том, что он груз получил, получатель расписывается в дорожной ведомости, то есть во втором листе. Этот второй лист остаётся на дороге назначения. Ну и, собственно говоря, всё.

Единственный момент, который тут дополнительный есть – если груз пересекает несколько инфраструктур, то на станциях входа и выхода из инфраструктуры остаются дополнительные листы номер два.

Эти документы накладной позволяют проследить весь путь груза от момента его приёмки и до момента выдачи.

Это самый обычный порядок, есть хотя и особые случаи – электронное оформление.