logo
гр

8.Право покупателя на информацию в договоре розничной купли продажи.

Особенности, связанные с правами и обязанностями.

Обязанности продавца:

В случае если покупатель – потребитель, то значительно увеличивается объём информации. В законе о правах потребителей очень подробно регламентируется обязанность предоставить информацию – она должна быть только на русском языке, в наглядной и доступной форме, не по требованию покупателя – в любом случае информация должна быть предоставлена. Есть статья, которая содержит довольно подробный перечень тех сведений, который продавец обязан предоставить покупателю. Последствия непредоставления информации – в ГК и в Законе о защите прав потребителей одинаковы. Если информацию вообще не предоставили или предоставили ложную, из-за чего покупатель вообще не заключил договор – в этом случае можно требовать возместить убытков. Если из-за отсутствия информации был приобретён товар, который не обладающий необходимыми свойствами – можно отказаться от товара и потребовать возврата денег. Если вследствие отсутствия информации был привлечён вред – то можно потребовать возмещения вреда. Если из-за отсутствия информации в товаре возник дефект, то можно претензии по качеству предъявлять. Закон предполагает, что покупатель – мягко говоря, не самый интеллектуально развитый – поэтому надо ему объяснять всё, а если не объясните, то будете нести все последствия. По сравнению с Кодексом, Закон «О защите прав потребителей» предоставляет ещё одно требование: потребитель может требовать компенсации причинённого морального вреда (это тот редкий случай, когда допускается компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав – по общему правилу это неимущественные права и охраняемые законом нематериальные блага).

Отличие только в наборе тех прав, которые имеет покупатель имеет при нарушении данного обязательства со стороны продавца. У покупателя все те же пять прав – но не в как обычной купле-продаже 3+2, а все пять сразу – независимо от недостатка можно предъявлять требования, которые мы в обычном случае могли предъявлять только лишь при наличии существенных недостатка (их два таких требования).

Исключения: технически сложные товары. Для этих товаров замена их или возврат уплаченной цены возможно только при наличии существенного недостатка. Что значит «технически сложные товары». У нас было Постановление Правительства, где был перечень – там всякие катера, яхты, холодильники, машины, мотоциклы, компьютеры и т.д. Не любой товар, который кажется сложным, таковым является с позиции законодателя (скажем, мобильный телефон к технически сложным товарам не относится).

Зависит многое от характера товара: если недостатки устранить нельзя, то есть права только о возврате или обмену (скажем, хлеб чёрствый).

9 Особенности правового регулирования розничной купли-продажи с участием потребителей

Отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, регулируются § 2 гл. 30 ГК. Положения ГК об этом договоре определяют особенности правового регулирования отношений между организацией, осуществляющей продажу товаров в розницу, и покупателем. Они, во-первых, регламентируют отношения, которые не урегулированы общими положениями о купле-продаже (например, по поводу информации о товаре, исполнения договора продажи товаров по образцам и с условием доставки товара покупателю и др.), во-вторых, определяют иные по сравнению с общими положениями правила (например, о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и т.д.). К отношениям, не урегулированным договором розничной купли-продажи, применяются общие положения купли-продажи и части первой ГК. Так, договор розничной купли-продажи исполняется в соответствии с правилами о сроке, количестве, ассортименте, качестве и комплектности товара, закрепленными в общих положениях о купле-продаже, а в случае нарушения договора возмещаются убытки по правилам части первой ГК.

Отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированные ГК, регулируются Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с этим Законом. Закон о защите прав потребителей в одних случаях конкретизирует и детализирует положения ГК о розничной купле-продаже (например, об информации, предоставляемой покупателю, и способах ее доведения), в других - устанавливает правила, не предусмотренные ГК (например, сроки удовлетворения требований покупателя и взыскание неустойки с продавца в случае просрочки их удовлетворения и др.), в третьих предусматривает иные правила, чем ГК, когда такие исключения допускаются ГК (например, о взыскании неустойки сверх убытков).

Согласно ст. 26 Закона о защите прав потребителей Правительство РФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также продажи отдельных видов товаров. К первым могут быть отнесены Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит *(29), Правила продажи товаров по образцам *(30), Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами *(31). Эти Правила предусматривают особенности порядка исполнения договора (например, оплаты товара покупателем, доставки, сборки и подключения товара и т.д.), оформления договорных отношений (например, обязательства-поручения при продаже в кредит, квитанции на доставку, заказа на товар), условия договора и т.д.

Специфика отдельных товаров учтена в Правилах, утвержденных постановлениями Правительства РФ: от 19 января 1998 г. о продаже отдельных видов товаров *(32), от 19 августа 1996 г. о розничной торговле алкогольной продукцией на территории Российской Федерации *(33), от 1 ноября 2001 г. о распространении периодических печатных изданий по подписке *(34), от 15 августа 1997 г. об оказании услуг общественного питания *(35). Правила торговли отдельными видами товаров предусматривают обязанности продавца, связанные с особенностями продажи продовольственных, меховых товаров, одежды, обуви, бытовой техники, автотехники и других товаров, - предоставление дополнительной информации о товаре, проведение проверки его качества, предпродажной подготовки и т.д.

Особенностью правового регулирования договора розничной купли-продажи с участием граждан является то, что в соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать эти отношения. Следовательно, не допускается принятие министерствами и ведомствами нормативных актов в этой области *(36).

Необходимость единообразного применения законодательства, регулирующего отношения с участием граждан, обусловила принятие Пленумом ВС РФ 29 сентября 1994 г. постановления N 7, которое содержит разъяснения по вопросам применения Закона о защите прав потребителей, в том числе и его положений об информации о товаре, последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и др.