logo search
uchebnik

19.7. Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп- ность установленных законом объективных и субъектив- ных элементов, характеризующих деяние как админист- ративное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и объективную стороны:

  1. объект административного проступка — это обще- ственные отношение в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонару- шитель;

  2. объективная сторона административного проступ- ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по- следствия, причинная связь между деянием и его послед- ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред- ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправ- ное деяние. Все остальные признаки являются необяза- тельными (факультативными) и учитываются только тог- да, когда они предусмотрены соответствующей нормой ад- министративного права;

341

3) субъект административного проступка — гражда- не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про- ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админист- ративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение пра- вил, обеспечение исполнения которых входит в их слу- жебные обязанности. Должностные лица несут повышен- ную по сравнению с иными лицами ответственность.

Субъектом административного проступка, предусмот- ренного налоговым, антимонопольным, финансовым зако- нодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ- ка — связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — ос- новной и обязательной признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствий и проявляет- ся в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются необязательны- ми (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой адми- нистративного права.

нистративного правонарушения. Принудительно изъятый предмет подлежит последующей реализации. Выручен- ная от реализации денежная сумма передается бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализа- ции предмета;

  1. конфискация предмета, явившегося орудием совер- шения или непосредственным объектом административ- ного правонарушения либо денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Конфис- кация -- это безвозмездное обращение предмета в соб- ственность государства;

  2. лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематиче- ское нарушение порядка пользования правом управления транспортными средствами, правом охоты;

  3. исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в до- ход государства;

  4. административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применено такая мера админис- тративного принуждения, как выдворение за пределы Ук- раины.