logo
uchebnik

7.1. Конституционный статус судебной власти в украине

Судебная власть в Украине — разновидность и пол- ноправная ветвь государственной власти. В частности, су- дебные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для испол- нения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, адми- нистративного, уголовного, а также конституционного су- допроизводства.

Правосудие — это особый вид государственной дея- тельности, суть которой состоит в рассмотрении и разре- шении уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессу- альной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судеб- ная власть имеет присущие только ей признаки. Деятель- ность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Укра- ины — высший орган исполнительной власти — имеет право законодательной инициативы. Правосудие же в Укра- ине осуществляется исключительно судами. Делегирова- ние функций судов, а также присвоение этих функций дру- гими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж- ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи под- чиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в оп- ределенных законом случаях, народные заседатели и при- сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства, про- фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначае- мых на должность судьи впервые). К кандидату на долж- ность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандида- там на иные государственные должности (высшее юриди- ческое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совме- щать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятель- ности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти ограничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должност- ные лица не вправе вмешиваться в отправление правосу- дия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важней- ший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений про- извола как со стороны других лиц, так и со стороны госу- дарственных органов.