logo
uchebnik

4.25. Система образования в украине

Правовой статус учреждений образования определяется Законами Украины «Об образовании» (новая редакция 23 марта 1996 г.), «Об общем среднем образовании» (13 мая 1999 г.), «О высшем образовании» (17 января 2002 г.).

Учреждения образования создаются органами государ- ственной исполнительной власти, органами местного са- моуправления, юридическими лицами независимо от фор- мы собственности, гражданами. Обязательным условием является наличие: необходимой материально-технической базы (помещения, оборудование); научно-методической базы (учебные планы, рабочие программы дисциплин); педаго- гических кадров.

Деятельность учреждения образования начинается при наличии лицензии — специального разрешения на предо- ставление услуг в сфере образования. Учреждение образо- вания действует на основании устава, утверждаемого Министерством образования и науки Украины, иными ми- нистерствами, местными органами государственной испол- нительной власти или местными органами самоуправле- ния (в зависимости от подчиненности учреждения образо- вания).

Структура образования включает: дошкольное об- разование; общее среднее образование; внешкольное об-

139

разование; профессионально-техническое образование; выс- шее образование; последипломное образование; аспиран- туру; докторантуру; самообразование. В соответствии со структурой образования создаются учреждения образова- ния разного уровня и разного типа.

Типы общеобразовательных учебных заведений опре- деляются Законом Украины «Об общем среднем образо- вании»:

  1. средняя общеобразовательная школа — общеобра- зовательное учебное заведение 1-1П ступеней (I ступень — начальная школа, II ступень — основная школа, III сту- пень — старшая школа);

  2. специализированная школа (школа-интернат) — общеобразовательное учебное заведение 1-Ш ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов;

  3. гимназия — общеобразовательное учебное заведе- ние 1-Ш ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с определенным профилем;

  4. лицей — общеобразовательное учебное заведение III ступени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой;

  5. коллегиум — общеобразовательное учебное заведе- ние III ступени филологически-философского и/или куль- турно-эстетического профиля;

  6. общеобразовательная школа-интернат обще- образовательное учебное заведение с частичным или пол- ным содержанием за счет государства детей, требующих социальной помощи;

  7. специальная общеобразовательная школа (шко- ла-интернат) — общеобразовательное учебное заведение для детей, требующих коррекции физического и (или) ум- ственного развития;

  8. общеобразовательная санаторная школа (шко- ла-интернат) — общеобразовательное учебное заведение 1-Ш ступеней с соответствующим профилем для детей, требующих длительного лечения;

  9. школа социальной реабилитации — общеобразова- тельное учебное заведение для детей, требующих особых условий воспитания (отдельно для мальчиков и девочек);

10) вечерняя (сменная) школа общеобразователь- ное учебное заведение 1-Ш ступеней для граждан, не име- ющих возможности учиться в школах с дневной формой обучения.

Многообразие средних учебных заведений призвано обес- печить возможность получения общего среднего образова- ния для каждого человека.

Высшие учреждения образования:

  1. техникум (училище) (первый уровень аккредита- ции);

  2. колледж (второй уровень аккредитации);

  3. институт, консерватория, академия, университет (тре- тий или четвертый уровень аккредитации). Аккреди- тация — это государственное признание права учебного заведения на подготовку и выпуск специалистов опреде- ленного квалификационного уровня.

В зависимости от уровня аккредитации высшие учеб- ные заведения осуществляют подготовку специалистов таких уровней:

  1. младший специалист — высшие учебные заведе- ния первого уровня аккредитации;

  2. бакалавр — высшие учебные заведения второго уров- ня аккредитации;

  3. специалист — высшие учебные заведения третьего уровня аккредитации;

  4. магистр — высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации.

Высшие учебные заведения высшего уровня аккреди- тации могут осуществлять подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням, которые обес- печивают учреждения образования низшего уровня акк- редитации. Например, университет вправе готовить не толь- ко магистров, но и бакалавров, и специалистов.

Учреждения образования являются юридическим ли- цом. Они имеют право на самоуправление, которое пре- дусматривает: самостоятельное планирование работы; оп- ределение содержания образования; участие в формирова- нии планов приема учащихся; прием на работу работников, а также специалистов из других государств; самостоя- тельное использование ассигнований, утверждение струк- туры и штатного расписания; осуществление обществен- ного контроля за организацией питания, охраны здоровья, охраны труда в учреждениях образования.

140

141