logo search
LEKorgbiz

2. Виды бизнеса

Виды бизнеса определяют основные сферы деятельности предпринимателя. Как правило, выделяют производственный, коммерческий и финансовый бизнес (их основные характери­стики приведены в табл. 1).Будучи относительно самостоятель­ными, указанные виды деятельности могут быть составными частями и дополнять друг друга.

Таблица 1

Основные признаки видов бизнеса

Вид бизнеса

Основные функции

Основное поле дея­тельности

Производственный

Производство продук­ции, товаров, работ, услуг, информации

Производственные предприятия и учреж­дения

Коммерческий

Купля-продажа товаров и услуг

Торговые заведения, товарные биржи

Финансовый

Купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг

Банки, фондовые бир­жи, страховые и тра­стовые компании

Производственный бизнес — самый трудный, особенно в условиях современной российской действительности. Поэтому подавляющее число предпринимателей устремляется преиму­щественно в коммерческое, торгово-посредническое русло. Од­нако государственные интересы сконцентрированы именно в сфере производственного бизнеса, ибо именно он является опреде­ляющим для развития экономики страны. В производственном бизнесе функция производства товаров, услуг, работ является основной, определяющей, тогда как дру­гие, например сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Для осуществления производства пред­приниматель должен использовать его факторы: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Результа­том производственно-предпринимательской деятельности явля­ется реализация покупателю определенного объема произведен­ных товаров (услуг) и получения за них денежной выручки.

Коммерческий бизнес характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, тор-гово-обменные операции, которые выражают его основное со­держание. Основу составляют операции по купле-продаже, т. е. перепродаже товаров и услуг.

В отличие от производственного бизнеса здесь нет необхо­димости обеспечения производственными ресурсами, связан­ными с выпуском продукции. В качестве исходной позиции в коммерческом бизнесе необходимо определить, что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов следует ис­ходить из того, что цена реализации товара должна быть выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар — достаточным для реализации его в намечаемом объеме сделки.

Чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, необ­ходимо провести тщательный маркетинг, направленный на ана­лиз рынка интересующих товаров и услуг, а также выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, определить, какие то­вары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации.

Одним из направлений коммерческого бизнеса являются экс­портно-импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается — в другой.

Финансовый бизнес — это особый вид коммерческой дея­тельности, когда объектом купли-продажи является весьма спе­цифический товар — деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег и ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получе­ние прибыли. Финансовый бизнес предполагает анализ валют­ного рынка, рынка ценных бумаг, проведение маркетингового исследования. Последнее связано с поиском и привлечением потенциальных покупателей и источников средств.

Финансовый бизнес относится к числу самых тонких и слож­ных, он, как никакой другой вид, нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечении современной вычис­лительной и организационной техникой.

Заметим, что туристский бизнес включает в себя как производственный, так и коммерческий бизнес.