§ 6. Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел.
Взаимодействие с общественными организациями
Защита социально-экономических прав граждан, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, является задачей профессиональных союзов. Право объединения в профессиональные союзы относится к числу основных прав гражданина Российской Федерации. Оно гарантируется статьей 30 Конституции Российской Федерации.
Профессиональные союзы (профсоюзы) в Российской Федерации – это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-экономических прав.
Первичные профсоюзные организации создаются, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, а также по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку.
В соответствии со статьей 28 Закона РФ «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в целях защиты профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе в профессиональные союзы (ассоциации). Эти профсоюзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и иными правовыми актами Российской Федерации и их уставами.
Современные профессиональные союзы в милиции действуют на основании Федерального закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»139 с учетом особенностей, установленных данным законом и статьями 55, 56 Положения о службе в органах внутренних дел.
Практика создания профсоюзов сотрудников органов внутренних дел не получила широкого распространения. Между тем, помимо защиты прав и законных интересов они призваны решать и другие задачи: заниматься повышением общественного престижа (авторитета) органов внутренних дел, укреплением социального статуса сотрудников милиции как особой категории государственных служащих, усилением социальной и правовой защищенности своих членов.
При осуществлении своей законной деятельности профсоюзные организации правомочны:
• контролировать выполнение руководством органа внутренних дел (милиции) законодательства о прохождении службы в части рабочего времени, оплаты труда, компенсаций, льгот и т.д. (так называемый профсоюзный контроль);
• представлять интересы своих членов в судах, в органах государственной власти, в различных совещательных, консультативных органах, создаваемых в органах внутренних дел (аттестационных, жилищных и других комиссиях);
• консультировать своих членов и других сотрудников милиции о гарантиях социальной и правовой защиты, законодательстве, регулирующем службу;
• принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов жизнедеятельности коллектива, в урегулировании коллективных трудовых споров;
• получать от руководства органа внутренних дел (милиции) бесплатно и беспрепятственно информацию по социально-трудовым вопросам;
• вносить предложения и рекомендации руководству органа, в другие организации по вопросам обеспечения соблюдения прав и законных интересов сотрудников милиции, требовать устранения выявленных нарушений законодательства140.
Вместе с тем, закон налагает известные ограничения на характер и содержание профсоюзной деятельности в милиции и в органах внутренних дел в целом. В соответствии со статьей 56 Положения о службе в органах внутренних дел профессиональные союзы не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.
Необходимо иметь в виду особенности реализации прав и законных интересов сотрудников, установленные законодательством исходя из специфики службы. В частности, в органах внутренних дел не могут создаваться политические партии и их организации; сотрудники могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени; сотрудникам запрещается совместительство вне системы МВД России и т.д.
Рекомендательный характер носят предложения профсоюзов по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел.
Закон устанавливает и определенные особенности организационного положения профсоюзов в органах внутренних дел. Сотрудники могут быть членами профессиональных союзов, объединяющих только сотрудников органов внутренних дел. Это требование установлено статьей 55 Положения о службе в органах внутренних дел.
Следовательно, и ассоциации профсоюзов сотрудников органов внутренних дел могут создаваться лишь в рамках системы МВД России. При этом в основу объединения могут быть положены различные критерии. Возможны федеральные и региональные профсоюзы сотрудников, ассоциации профсоюзов по линиям выполняемой работы, по профессионально однородным группам сотрудников, сферам деятельности и т.п.
Система профессиональных союзов (ассоциаций) до сих пор находится в стадии становления. В организации их работы, несомненно, должен быть учтен опыт существовавших в 1920–1940 годах профсоюзов работников милиции141, а также зарубежный опыт142.
Важное место в системе защиты прав человека занимают также неправительственные организации. В настоящее время их зарегистрировано более 1000, в них работают около миллиона человек143.
Право граждан на объединение в свои организации, равно как и их деятельность, регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях»144.
Статья 3 указанного закона предоставляет гражданам право на объединение, которое включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из таковых.
Согласно статье 5 данного закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения юридического лица.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно – путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в соответствии со статьей 7 закона «Об общественных объединениях» в одной из следующих организационно-правовых форм:
• общественная организация;
• общественное движение;
• общественный фонд;
• общественное учреждение;
• орган общественной самодеятельности;
• политическая партия.
Так, в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» в Российской Федерации созданы и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения ветеранов.
Статья 17 указанного закона определяет, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Роль и место российских общественных организаций в защите прав, оказании юридической помощи, формы и методы их работы в этой области определены законодательством об общественных объединениях.
Анализ законодательства об общественных объединениях145 показал, что среди них существуют две группы: 1) объединения, в компетенцию которых, наряду с другими важными полномочиями, на равных входит и правовая и социальная защита; 2) объединения, основной целью деятельности которых является социальная защита определенной категории граждан, в том числе и не состоящих формально в этом объединении. Такие объединения называют правозащитными.
К первой группе относятся все виды профессиональных союзов, творческие союзы, общества инвалидов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, больных наркоманией, алкоголизмом и другими заболеваниями, общества ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, общество блокадников, общества глухих, слепых, ассоциации бывших узников фашизма и др.
Во вторую группу можно включить такие объединения, как: Независимая организация «Гражданское общество»; «Национальный гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами»; «Общественное признание», «Российский союз молодежи»; Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд»; «Российский совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск»; Фонд «Консул» и др.
Усложнение спектра проблем, связанных с нарушением прав человека, вызвало как появление специализированных правозащитных групп типа комитетов солдатских матерей или организаций по защите прав инвалидов, жертв финансовых пирамид и т.п., так и большой географический разброс правозащитных организаций.
В последние годы в результате изменения характера нарушений прав человека происходит активизация деятельности правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются массовые нарушения прав человека: нарушение прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушение норм международного гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушение прав беженцев и переселенцев; нарушение прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; нарушение социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и др.
Статьей 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» и первой, и второй группе объединений в области правовой помощи предоставлены равные права. Другими законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Мировой опыт свидетельствует о том, что мощная общественная инициатива, развитость институтов гражданского общества являются непреложными условиями, гарантиями эффективной правовой и социальной защиты человека. Посредством общественных объединений человек получает возможность контроля за соблюдением его прав со стороны государства и средство оказания ему необходимой юридической помощи.
Государство не должно вмешиваться в осуществляемую в соответствии с российским законодательством и международными правозащитными стандартами деятельность общественных объединений, но в то же время должно содействовать процессу становления и развития массовых, обладающих реальным весом и авторитетом общественных организаций и движении146, налаживать взаимодействие между общественными объединениями и органами государственной власти.
Поддержка государством общественных объединений может осуществляться различными способами. Среди них можно выделить такие как:
• содействие созданию информационной сети для общественных объединений, особенно правозащитных (систематическая публикация материалов об их организации и деятельности, помощь в обеспечении их средствами связи, введение для них льготных тарифов на услуги почтовой связи);
• обеспечение общественным объединениям льготных условий аренды помещений, средств транспорта и связи, типографских и полиграфических мощностей;
•содействие обеспечению юридической литературой, текстами законов и подзаконных актов;
• организация краткосрочных курсов, семинаров и конференций, направленных как на повышение юридической осведомленности правозащитников, так и на создание условий для обмена опытом практической деятельности;
• создание механизма взаимодействия между общественными объединениями и органами государственной власти.
В последние годы приняты серьезные меры для улучшения взаимодействия правоохранительных органов, и в первую очередь МВД России, с различными структурами гражданского общества.
В 2003 году МВД России был подписан «Общественный договор о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России», принята Комплексная программа совместных действий государственных и гражданских институтов по укреплению общественной безопасности. В 2004 году подписан «Меморандум о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» и «Соглашение Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о взаимодействии». Дальнейшее развитие получило взаимодействие с «Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд». Были предприняты шаги по сближению позиций названных и других институтов гражданского общества и МВД России.
Особое место занимает взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года «Об Общественной палате Российской Федерации» ее главной целью является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации.
С ее созданием любому гражданину, где бы он ни жил и кем бы он ни был, предоставлена возможность обратиться к власти любого уровня. Федеральная общественная палата призвана аккумулировать мнение граждан России и доносить его до высших эшелонов власти. Ее задачами являются экспертиза законодательства, законопроектов социального характера; решение самых острых, самых жгучих вопросов, которые волнуют общество.
В составе Общественной палаты проблемами сотрудников органов внутренних дел занимается Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.
Вместе с тем, на систему взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений сегодня отрицательное влияние оказывает целый ряд факторов: до сих пор в России не определен единый правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности, пределы их компетенции; отдельными руководителями органов внутренних дел не уделяется им должного внимания, они не всегда используются необходимым образом. Именно поэтому дальнейшее совершенствование взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями должно быть ориентировано на конструктивное решение проблем социальной защиты сотрудников.
Взаимодействие с общественными организациями должно выстраиваться на основе добровольного, заинтересованного и ответственного сотрудничества и быть направлено на совершенствование правоохранительной и профилактической деятельности в борьбе с преступностью, вооружение населения необходимыми знаниями, его организацию и мобилизацию в помощь правоохранительным органам, создание атмосферы доверия к милиции.
Полагаем, что оптимизация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями может осуществляться по ряду направлений147.
1. Мониторинг общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, провозгласивших в качестве своих целей укрепление правопорядка, защиту прав сотрудников, правовое, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание, работу с детьми и молодежью, оказание содействия правоохранительным органам, повышение их авторитета у населения. Очевидно, что органы внутренних дел могут сотрудничать только с теми общественными объединениями, которые реально участвуют в решении правоохранительных задач, а не используют взаимодействие с органами внутренних дел в качестве собственного пиара. В этих целях органы внутренних дел размещают в СМИ материалы, рассказывающие о положительном опыте работы конкретных общественных объединений правозащитной направленности.
2. Доведение до граждан и общественных объединений информации правоохранительного содержания. Результаты исследований показывают, что одним из наиболее слабых звеньев в формировании объективного мнения о деятельности милиции является неточная (часто искаженная) информация.
Основополагающим условием взаимодействия должно стать своевременное объективное информирование граждан о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан, борьбы с преступностью и решения социальных вопросов сотрудников, пенсионеров МВД и членов их семей.
Анализ значительного числа публикаций негативного характера позволяет говорить о тенденции к сенсационным разоблачениям органов внутренних дел в связи с якобы их повсеместной коррумпированностью, низким профессионализмом. Причем отрицательные оценки милиции отличаются большей эмоциональной насыщенностью, чем положительные. Кроме того, негативные публикации как общего, так и частного характера преимущественно содержат целый набор недостатков, лежащих в основе отрицательной оценки милиции. В этом смысле совместная работа органов внутренних дел с общественными объединениями должна способствовать формированию позитивного имиджа органов внутренних дел, активизировать правоохранительную активность граждан.
3. Правовое просвещение граждан. С этой целью необходимо принимать участие в организации «круглых столов», конференций и семинаров по указанной проблематике с привлечением компетентных специалистов, представителей законодательных органов, заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений.
Для правового воспитания населения целесообразно использование и возможностей самих общественных объединений. Приоритетными для них, на наш взгляд, должны стать встречи с ведущими юристами, издание юридической литературы, организация соответствующих образовательных учреждений, увеличение на телевидении количества передач, разъясняющих населению существующие юридические проблемы, раскрывающих содержание прав и обязанностей граждан.
4. Обучение членов общественных объединений правоохранительной направленности основам правовых знаний и навыкам правоохранительной деятельности.
5. Обсуждение результатов работы общественных советов, ветеранских организаций в целях защиты прав и законных интересов сотрудников.
6. Совершенствование системы оценки эффективности взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по поддержанию правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
Таким образом, проблемы совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями носят многомерный характер и требуют углубленного изучения. Очевидно одно: доминирующим направлением формирования и развития такой системы является обеспечение ее открытости.
Решению проблем социальной защиты сотрудников способствовала бы активизация деятельности всероссийских и региональных общественных организаций ветеранов правоохранительной службы, благотворительных фондов в создании системы практического общественного содействия госучреждениям, обеспечивающим решение задачи защиты прав и свобод сотрудников, их участие в формировании и реализации социальной политики в отношении МВД России (как и других силовых структур).
В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на расстановку приоритетов развития социальной сферы органов внутренних дел, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в органах внутренних дел. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении МВД России будет способствовать более качественному решению социальных проблем сотрудников и членов их семей, в том числе тех, кто расстался со службой.
- Оглавление
- Перечень используемых сокращений
- Введение
- Глава I. Сущность, значение и принципы социальной защиты
- § 1. Социальная защита: сущность и значение
- § 2. Социальная защищенность
- § 3. Правовая и государственная защита
- § 4. Содержание социальной защиты
- 5. Создание правовых институтов юридической помощи сотрудникам, расширение сети юридических консультаций.
- § 5. Закономерности и принципы социальной защиты
- Глава II. Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Личные права и свободы
- § 2. Политические права
- § 3. Социально-экономические и культурные права
- § 4. Международно-правовые стандарты прав человека
- Глава III. Защита прав сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников
- § 2. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих
- § 3. Реализация прав посредством жалоб и заявлений
- § 4. Восстановление прав средствами прокурорского надзора
- § 5. Государственное страхование. Возмещение вреда жизни,
- § 6. Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел.
- § 7. Гарантии при увольнении со службы
- Глава IV. Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Защита прав сотрудников – ветеранов боевых действий
- § 2. Защита прав сотрудников органов внутренних дел,
- § 3. Защита прав членов семей сотрудников, погибших
- Глава V. Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Пенсионное обеспечение сотрудников
- § 2. Государственная социальная помощь
- § 3. Социальное обслуживание
- § 4. Гарантии при погребении
- Глава VI.
- Защита сотрудников в период
- Вооруженных конфликтов и при проведении
- Контртеррористических операций
- § 1. Понятие и источники международного гуманитарного права
- § 2. Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
- § 3. Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
- § 4. Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
- § 5. Гарантии и компенсации сотрудникам органов
- Основные термины и понятия
- Библиографический список
- 1. Нормативные источники
- 2. Литература
- Для заметок