logo
60-09

§ 5. Закономерности и принципы социальной защиты

Критерием самостоятельности института социальной защиты является, наряду с предметом и методом правового регулирования, наличие специфических, характерных только для него закономерностей и принципов.

Теоретико-методологический анализ проблем социальной защиты и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел позволяет выявить закономерности ее становления и функционирования в современных условиях.

Первая – это объективность востребования института социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном уровне развития общества. Утверждение демократических основ социально-политической жизни в нашей стране способствовало повышению социальной мобильности сотрудников органов внутренних дел, что выразилось, прежде всего, в появлении у них возможности при наступлении неблагоприятных условий на службе, в профессиональной деятельности перейти в другие сферы трудовой деятельности. Между тем, существовавшие ранее регулятивные механизмы обеспечения социально-бытовых запросов сотрудников, по существу, были разрушены. Поэтому на смену им приходит особая форма социально-политической практики – институт социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, который призван создать целостную систему правовых, экономических, морально-психологических и иных гарантий для поддержания достойного уровня жизни, высокого социального самочувствия каждого.

Вторая – специфичность содержания системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел отражает особенности менталитета населения страны в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. При этом нельзя не учесть и того, что у значительной части наших сограждан сформировалось специфически пассивное отношение к защите своих прав, что предопределяет необходимость «встраивания» в механизм социальной защиты правового всеобуча, который должен изменить отношение к защите своих прав и личного достоинства.

Третья – это соотношение необходимого уровня социальной защищенности сотрудников с реальными возможностями его обеспечения. Равнение на развитые страны в этом вопросе не должно быть самоцелью, иначе система социальной защиты будет просто декларативной.

Выявленные закономерности находят отражение в общих и частных принципах37 социальной защиты.

Из теории права известно, что принципы права – это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов. Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы38.

К отраслевым принципам социальной защиты относятся:

• всеобщность;

•финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

•дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

• универсальность и комплексность, то есть гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.

Кроме общих принципов специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел, полагаем, должна строиться на следующих принципах39:

• защите социально незащищенных, ущемленных в своих правах сотрудников (принцип дифференцированного индивидуального подхода);

• защите в приоритетных сферах жизнедеятельности (материальное и пенсионное обеспечение, предоставление жилья, медицинское обслуживание и т.д.);

• защите со стороны органов, которые, в силу своих полномочий, не могут быть нарушителями прав и свобод сотрудников;

• неотвратимости в соответствии с законом преследования за нарушения прав и свобод сотрудников;

• оптимальной допустимости в определении прав и свобод сотрудников;

• приоритете мер социальной защиты сотрудников в социальной политике государства;

• строгом государственном и гражданском контроле за социальной защитой сотрудников;

• отягчающей ответственности за нарушения прав и свобод сотрудников;

• государственной гарантии восстановления нарушенных прав и свобод сотрудников;

• учете отечественного и зарубежного опыта социальной защиты сотрудников органов внутренних дел;

• комплексном подходе к осуществлению системы социальной защиты сотрудников.

Таковы сущность и основные понятия социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в нашей стране и ее место в обществе и государстве. Содержательное наполнение и уточнение этих понятий продолжается по мере становления России как правового и социального государства. В настоящее время созданы достаточные предпосылки для того, чтобы социальная защита сотрудников органов внутренних дел строилась на научной основе, вобравшей в себя как отечественный, так и зарубежный опыт решения этой проблемы.

Система социальной защиты призвана поднять уровень удовлетворения материальных и духовных интересов сотрудников органов внутренних дел, обеспечить реализацию правовых норм, регламентирующих их права, свободы, обязанности и ответственность. Она должна строиться с учетом особенностей российской государственности, текущего состояния процесса развития и становления общества, хода реформы органов внутренних дел, практического опыта органов управления, реальных возможностей по ее обеспечению.