logo
60-09

§ 4. Содержание социальной защиты

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты сотрудников органов внутренних дел имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как средство решения социально-экономических проблем, то невозможно говорить о ней как о более широком понятии, включающем, например, правовую защиту и другие составляющие.

Поэтому содержание социальной защиты сотрудников органов внутренних дел представляет собой совокупность правового, экономического и духовного (социально-психологического) компонентов при ведущей роли и значении законодательного закрепления ее основных положений и механизмов реализации.

Правовой компонент предусматривает наличие нормативных актов, регулирующих правовое положение сотрудников органов внутренних дел, их обязанности и права. Здесь также должны быть определены и правовые основы, связанные с их обеспечением. Необходимость решения проблем социальной защиты вызывает настоятельную потребность в дальнейшем развитии законодательства о социальной защите.

В целом законодательство о социальной защите сотрудников органов внутренних дел представлено в настоящее время совокупностью многочисленных правовых актов, изданных различными государственными органами и поэтому имеющих различную юридическую силу и сферу действия. Уже к 2000 году было принято свыше 300 нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности социальной защиты сотрудников27. В настоящее время социальная защита сотрудников регулируется 142 нормативными правовыми актами, в том числе 50 федеральными законами, 11 указами Президента Российской Федерации, 41 постановлением Правительства Российской Федерации и 40 приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации28. Таким образом, законодательство о социальной защите сотрудников органов внутренних дел не представляет собой единой целостной системы, способной эффективно регулировать весь спектр их прав и свобод. Примечательно, что, несмотря на множество правовых актов, отсутствуют важные законодательные акты, необходимые для регулирования названных правоотношений.

Следствием такого многообразия правовых источников является малодоступность, а иногда и противоречивость отдельных положений, что, естественно, затрудняет реальное осуществление сотрудниками своих прав. По этим причинам оставляет желать лучшего, на наш взгляд, качество пропаганды социальных прав в системе правового воспитания сотрудников. Очевидна также необходимость систематизации и совершенствования законодательства.

Полагаем, что нормативно-правовая база по социальной защите сотрудников органов внутренних дел должна включать:

1. Проведение объективной государственно-правовой экспертизы по проблемам: сущности, возможности и условий реализации сотрудниками конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; оценки действующей системы льгот, гарантий и компенсаций за особые условия службы в органах внутренних дел; реализации первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей.

Эффективным инструментом решения этих задач может быть независимый социологический мониторинг социально-экономического и правового положения сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных со службы, и членов их семей29.

2. Проведение научного и общественного обсуждения данных проблем путем доведения материалов, характеризующих уровень социальной защищенности сотрудников, до широкой общественности, их обсуждения органами государственной власти; проведение «круглых столов», семинаров, научных конференций; проведение мониторинга состояния правового и материально-бытового положения сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей с целью выявления факторов, нуждающихся в правовом регулировании; организация в средствах массовой информации, на страницах научных и специальных изданий открытой дискуссии по проблемам статуса сотрудника органов внутренних дел.

3. Концепцию научных данных в виде необходимой базы для развития отечественной системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел путем изучения опыта зарубежных государств по созданию правовой базы обеспечения социальной защиты сотрудников полиции, координации исследований проблем правового регулирования социальной защиты сотрудников, изучения действующей правовой системы и правоприменительной деятельности в органах внутренних дел с целью выявления и устранения недостатков.

4. Подготовку законопроектов по вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, в том числе разработку и внесение для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов законодательных актов, проведения научно-правового анализа законодательства с целью отражения в нем реальных возможностей для образования и самообразования сотрудников, повышения их правового и культурного уровня и выявления фактов, требующих детальной разработки; проведение экспертиз законопроектов, предварительного анализа возможных последствий их реализации и влияния на социальные процессы в органах внутренних дел.