logo
60-09

§ 2. Социальная защищенность

Социальная защищенность, как следует из анализа законодательных актов и научных публикаций, – это уровень и состояние реализации социальных прав личности правовыми средствами, выраженные в устойчивом благополучии человека, в высоком уровне его благосостояния14. Другими словами, социальная защищенность — это те правовые условия, которые на базе социально-экономических и культурных реальностей дают возможность для благоприятного индивидуального развития личности, реализации ее творческих и производственных возможностей и способностей.

Социальная защищенность — это результат действия механизмов социальной защиты, когда лицо, оказавшееся в силу причин объективного или субъективного характера в неблагоприятном положении, располагает, по его собственному мнению, возможностью воспользоваться определенным минимумом гарантированных государством благ. Социальная защищенность может быть реальной или мнимой15. При реальной социальной защищенности субъект убежден в достаточности предоставленных ему благ, равно как и в возможности их получения, и к тому же существуют эффективно действующие механизмы социальной защиты, которыми он при необходимости может воспользоваться. При мнимой социальной защищенности у субъекта есть представление о достаточности предоставленных ему благ и возможности их реального получения, но существующие механизмы социальной защиты не позволяют реально воспользоваться ими.

Под социальной защищенностью сотрудников органов внутренних дел понимается уровень и состояние реализации политических, социально-экономических и личных прав, льгот, а также гарантий со стороны общества, которые обеспечивают сотрудникам благоприятные условия службы и быта. Социальная защищенность в условиях службы в системе МВД России характеризуется степенью реализации важнейших социальных прав сотрудниками органов внутренних дел, лицами, уволенными со службы, и членами их семей, устойчивым уровнем удовлетворения их материальных и духовных потребностей и интересов, соответствием социального положения сотрудников органов внутренних дел и пенсионеров той роли, которую они играют в обществе.

Социальная защищенность — это степень (уровень) эффективности, состояние, результат защиты. В этой связи можно выделить качественный критерий, по которому возможна оценка уровня социальной защищенности. Он может быть высоким, минимальным и низким16. Социальная защищенность также может быть необходимой и достаточной.

Необходимая социальная защищенность сотрудников определяется:

• федеральным статусом сотрудников;

• урегулированностью решения проблем нормами права;

• полноценным ресурсным обеспечением;

• высоким престижем службы в органах внутренних дел;

• сформированностью системы органов государственной власти, осуществляющих выполнение взаимосвязанных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

• наличием учреждений социальной защиты, ориентированных на оказание правовых, экономических, социально-психологических, медико-реабилитационных услуг;

• разработанностью и функционированием новых базовых социальных стандартов и нормативов качества жизни сотрудников, механизмов их индексации, реформирования и адаптации новых форм социальных выплат;

• непрерывно действующей системой контроля усилий за решением наиболее важных проблем на каждый отдельно взятый момент времени;

• регулярно проводимым мониторингом состояния социальной защиты сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей, анализом факторов, обусловливающих ее недостаточность.

Достаточная социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел реализуется через систему социальной защиты, которая должна обеспечить:

•функционирование институциональных, организационных и финансовых механизмов социальной защиты;

•создание устойчивой нормативной правовой базы правового регулирования социальной защиты, обеспечение надежного ее функционирования;

•реальную компенсацию и выполнение гарантий, установленных законами в соответствии с особыми условиями службы в органах внутренних дел;

•достаточно высокий уровень жизни сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей;

•духовно-нравственную основу службы в органах внутренних дел;

•адресность различных мер социальной защиты применительно к различным категориям сотрудников.

Однако в кризисных условиях, при отсутствии экономических возможностей социальной защиты, ее формально-юридическое закрепление сводит проблему к абстрактной декларации.

Важная прикладная проблема — определение реального уровня и состояния социальной защищенности сотрудников. Данный показатель может быть рассчитан, исходя из оценки степени удовлетворения потребностей и интересов сотрудников. Основанием для применения этого показателя должен быть следующий принцип: сочетание полной общей социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел как граждан общества с их максимальной социальной защищенностью как лиц, выполняющих особые государственные функции.

Полагаем, что ошибочным было бы ориентировать социальную защищенность на минимум жизненных стандартов, на ложнопринятую цель – «не ниже прожиточного минимума» и др. Такой ориентир изначально неверен. Труд сотрудников, пенсии ветеранов должны оцениваться выше. То же можно сказать и о приравнивании оплаты сотрудников органов внутренних дел к оплате государственных служащих.

Результаты анализа уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел показывают, что их социальная защищенность сегодня может быть охарактеризована только как низкая. Признаками низкого уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время являются:

• неадекватная современным социально-экономическим условиям оплата труда;

• нерешенность жилищной проблемы;

• уязвимость правового положения, неполнота и фрагментарность правовой базы в вопросах социально-экономического обеспечения;

•недостаточная престижность труда и низкое морально-психологическое самочувствие17.

Ненадежность социальных гарантий, необязательность их выполнения со стороны государства, возрастание социально-экономической и социально-правовой ущемленности могут привести к дальнейшему падению престижа службы, отрицательно сказаться на состоянии дисциплины в органах внутренних дел и правопорядка в стране в целом.

Неадекватность социальной защищенности той социальной функции, которую призвана осуществлять служба в органах внутренних дел, может привести, как минимум, к таким катастрофическим последствиям, как снижение безопасности граждан и уровня общественного правопорядка, нарушение внутренней стабильности в результате превращения органов внутренних дел в объекты политических процессов, деградация кадров, потеря профессионализма сотрудников.